Найти в Дзене
КультPROсвеТ

История Терминатора.часть 1. Джеймс Кэмерон: через Xenogenesis до Терминатора-1.

Оглавление

По традиции следовало бы начать издалека. Но в этот раз начнем с… Джеймса Кэмерона. Попутно попробуем развенчать слухи вокруг режиссера и франшизы «Терминтор», а заодно вспомним/узнаем действительно редкие интересные факты.

Почему история начинается не с Джорджа Лукаса, Джона Карпентера, Харлана Эллисона или (как и в случае с Робокопом) Филипа Дика? Об этом позже.

Итак, что мы знаем о Джеймсе Кэмероне? Это талантливый режиссер, визионер… балабол и плагиатор. Если первые два пункта вопросов не вызывают, то насчет двух последних стоит пояснить. Достаточно вспомнить как он нахваливал все продолжения «Терминатора» (кроме третьего), что это истинное продолжение его фильмов. Но с истинным продолжением что-то все не задается и не задается. И Кэмерон без тени смущения брал слова назад. Но теперь-то права снова у Кэмерона и он вот-вот снимет истинное продолжение… после трех «Аватаров».

Или взять тот же «Аватар». Сколько было разговоров, что Кэмерон писал сценарий «Покахонтас» «Аватара» чуть ли не двадцать лет. А на выходе получили то ли «Долину папоротников», то ли «Танцы с волками». Вот только вместо условных индейцев мы имеем Ночных эльфов из «WarCraft III», которые противостоят терранам из «StarCraft». Это, конечно, не отменяет того факта, что фильм получился хорошим. Но все же.

Но даже его бы мы не увидели, если бы не «Xenogenesis».

Xenogenesis

Постер Xenogenesis
Постер Xenogenesis

Все началось с того, что три друга, - Джеймс Кэмерон, Уильям Вишер-младший и Рэндалл Фрейкс посмотрели «Звездные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Тогда друзья поняли, что из доступного им инструментария, могут сделать не хуже. Кэмерон хорошо рисовал, потому был назначен ответственным за спецэффекты. Фрейкс во время службы в армии был редактором местной газеты (и даже получил награду от газетного издательства «Stars and Stripes»). Ему довелось написать сюжет для предстоящей короткометражки. Ну а Вишеру предстояло объединить хотелки Фрейкса и возможности Кэмерона и превратить все в сценарий. А еще он хорошо смотрелся в кадре. Но в титрах продюсерами, сценаристами и режиссерами значатся лишь Фрейкс и Кэмерон. Вишеру же досталась главная роль. И уже в 1978 году выпустили свою первую совместную работу - «Xenogenesis».

Короткометражка была стилизована под эпизод сериала. Что позволило избежать долгой экспозиции и перейти сразу к действу и демонстрации творческих возможностей.

Как было принято в сериалах того времени, эпизод начинался с заставки, в которой зрителю вкратце обрисовывали сюжет. После чего диктор вставлял пару фраз, напрямую отсылающих к теме эпизода.

Сюжет повествует о двух последних представителях человечества. Лори (ее сыграла некая Маргарет Амбел) – последняя женщина. Ее охраняет Радж. Технически, Радж больше не человек, он – киборг. Его сделали машиной с целью защитить Лори, и человеческую расу в ее лице. На корабле, снабженном искусственным интеллектом (привет «Космическая одиссея 2001 года») они блуждают среди звезд в поисках безопасного места, где они смогут возродить человечество.

Концепт Xenogenesis
Концепт Xenogenesis

И вот в своих поисках они натыкаются на заброшенный дрейфующий космический корабль. Несмотря на то, что корабль явно заброшен, он находится в исправном состоянии. Очевидно, кто-то должен поддерживать работоспособность и чистоту. Чтобы это выяснить Радж отправляется на разведку. Выясняется, что на борту корабля нет живых организмов. Единственными его обитателями являются роботы-уборщики, которые воспринимают любых чужаков исключительно как угрозу…

В десятиминутном «Xenogenesis» присутствуют наработки, которые Кэмерон активно использует в будущем.

Шрифт титров мы вновь увидим во вступительных титрах «Терминатора».

Киборг Радж, очень похож на Терминатора Т-800.

Гусеничный робот на корабле послужил прототипом для HK-Tank SkyNet.

Лори управляет паукообразным роботом также, как и Рипли управляет погрузчиком в «Чужих».

Да и сам бой Лори с роботом-уборщиком напоминает схватку Рипли с Королевой Чужих.

Концепт Xenogenesis
Концепт Xenogenesis

Битва за пределами звезд

Старания друзей были не пропали даром. Их талант оценил Роджер Корман, который в первую очередь известен тем, что продюсировал и снимал разнообразный низкобюджетный трэш, который каким-то образом становился культовым. Одновременно с этим у него было чутье на таланты. Он запустил карьеры многих актеров и режиссеров. Последние в знак благодарности приглашали Кормана сниматься в своих уже крупнобюджетных фильмах. Так, Корман взял на работу Кэмерона и Фрейкса. А Вишера – нет. Но друзья не забудут его, и будут периодически приглашать в свои проекты. Главным, из которых, естественно будет «Терминатор».

Роджер Корман
Роджер Корман

Но и здесь не все так просто. Разумеется, Корман не сам вышел на талантливых новичков. Их порекомендовала подруга Кэмерона Гейл Энн Херд, которая была исполнительным помощником самого Кормана в New World Pictures. Так что Кэмерон мог так и остаться никому не известным художником, если бы не связи.

Это одна из первых легенд, что окружает Кэмерона и его творчество. Дело в том, что эту версию событий озвучила сама Херд в одном из интервью, приуроченных к выходу второго «Терминатора». Кэмерон же утверждает, что самолично связался с Корманом. А с Херд познакомился уже во время съемок. Кэмерона не раз ловили на лжи. Но беда в том, что Кэмерон и Херд были женаты. А к моменту выхода второго «Терминатора» они уже развелись. Так что нет ничего удивительного, что каждый тянет одеяло на себя. Ведь нет более непримиримых врагов, чем бывшие супруги. Скорее всего истина где-то посередине. Вряд ли Корман самолично просматривал все материалы, что присылают ему в студию. Первой просмотрела «Xenogenesis» Херд, а затем уже порекомендовала Кэмерона своему боссу.

Первым фильмом, в котором Кэмерону и Фрейксу предстояло себя проявить стал «Битва за пределами звёзд». Расчет был прост: Корман хотел снять собственные «Звездные войны». А Кэмерон и Фрейкс создавали «Xenogenesis» под впечатлением, как раз-таки, от «Звездных войн».

Кэмерон проектирует космический корабль на съемках «Битвы за пределами звезд»
Кэмерон проектирует космический корабль на съемках «Битвы за пределами звезд»

Фрейкс на съемках «Битвы за пределами звезд» занимал должность помощника оператора и отвечал за пересъемки. Кэмерон же изначально отвечал лишь за производство миниатюр моделей кораблей. А по итогу - за все спецэффекты в фильме. Ему пришлось проявить упорство и смекалку, чтобы практически из мусора сделать конфетку. Собственно, спецэффекты – единственное, чем фильм примечателен. В остальном же это типичный трэш, опосредованно играющий важную роль для будущего творчества Кэмерона.

Во-первых, опыт работы на съемках полноценного фильма. Дикая экономия шла дополнительным бонусом, что пригодился на съемках «Терминатора».

Самоотдача Кэмерона на съемках убедила Гейл Энн Херд дать ему еще один шанс и позволить снять «Терминатора».

А еще Кэмерон обзавелся друзями. Одним из них был композитор Джеймс Хорнер для которого «битва за пределами звезд» тоже стала дебютом В будущем он собрет мешок наград за саундтрек к «Титанику» Кэмерона. Вторым был актер Эрл Боэн, который сыграет доктора Сильбермана в "Терминаторе". Третьим был плотник. Плотника звали Билл Пэкстон.

Галактика ужаса

После «Битвы за пределами звезд» Фрейкс и Кэмерон работали над спецэффектами в фильме «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера. Кэмерон смог отточить навыки создавать зрелищные эффекты из подручных материалов в условиях постоянного дефицита бюджета. При помощи картона, отражающей ленты и черной краски он создал имитацию компьютерной трехмерной модели Нью-Йорка.

Также на съемках «Побега из Нью-Йорка» Кэмерон занимался мэт-пейнтингом
Также на съемках «Побега из Нью-Йорка» Кэмерон занимался мэт-пейнтингом

Поработав с Карпентером, друзья вернулись к сотрудничеству с Корманом. В этот раз ушлый продюсер затащил их в «Галактику ужаса». В этот раз Кэмерону даже досталась должность помощника режиссера, поскольку съемки выбились из графика. Но и обязанности специалиста по спецэффектам с него никто снимать не собирался. Кэмерон вновь проявил находчивость при производстве сложных сцен.

Самым позорным фильмом в карьере Кэмерона принято считать «Пираньи 2: Нерест», но «Галактика ужаса» едва ли лучше. Если бы не непотопляемость Кормана, то карьера всех причастных (включая и Кэмерона) тут бы и закончилась. Фильм настолько плох, что запомнился только «сценой с червем». Чтобы было понятно, о чем сцена – вот пара подсказок:

- Корман намеренно снимал фильм в эксплуатационном жанре и пообещал инвесторам сцену с обнаженкой;

- собственно, сам червь со множеством продолговатых отростков.

Кэмерон был всего лишь помощником режиссера, но сцены снятые им узнаются без труда. Узкие технологические коридоры в котором позируют вооруженные герои отсылают прямиком к «Терминатору» и «Чужим». Только в роли солдата будущего выступает не Майкл Бин, а Роберт Инглуд (будущий Фредди Крюгер).

Кэмерон не только потренировался в режиссуре, но и снова поработал с Биллом Пэкстоном.

Роберт Скотак и Джеймс Кэмерон
Роберт Скотак и Джеймс Кэмерон

«Галактика ужаса» неспроста выглядит как малобюджетная версия «Чужих». Поскольку над ней работал художник-постановщик Роберт Скотак. Вместе с Кэмероном он будет работать и над «Чужими».

Пираньи 2: Нерест

До сих пор Кэмерон не участвовал ни в одном мало-мальски самостоятельном проекте. «Битва за пределами звезд» задумывалась как оммаж на «Звездные войны», хотя сюжетно повторял «Семь самураев» Акиры Куросавы. Собственно, «Звездные войны» брали за основу «Три негодяя в скрытой крепости» все того же Куросавы, так что все честно. «Галактика ужаса» «вдохновлялась» «Чужим» (неудивительно, что Кэмерон в итоге снял его сиквел). Так что когда Кэмерона позвали снимать сиквел пародии на «Челюсти», он и глазом не моргнул. Более того, новый продюсер предложил Кэмерону куда большие деньги, чем Корман.

Первые «Пираньи» были сняты Джо Данте (режиссер «Гремлинов» и «Воя») под присмотром Роджера Кормана. И собрали внушительную кассу. Продюсеры Хисако Цукуба и Джефф Шехтман тут же приступили к разработке продолжения. А вот Корман, который и производством первого фильма не очень-то интересовался, от производства сиквела отказался. Его место занял Овидио Дж. Ассонитис – итальянский вариант Кормана. Ассонитис также снимал трэшак, граничащий с плагиатом. В частности, он долгое время пытался добыть права на экранизацию «Изгоняющего дьявола», но всякий раз получал отказ. В итоге он снял своего «Изгоняющего…» под названием «За дверью», который оказался вполне успешным. Warner Bros подали на Ассонитиса в суд. Но суд принял сторону Ассонитиса, и студии Warner Bros пришлось пойти с ним на сделку и подписать контракт на четыре картины. Одной из них была «Пираньи 2». Сделка с Warner Bros позволила Ассонитису заплатить Кэмерону несколько тысяч долларов против нескольких сотен, что платил ему Корман.

Овидио Дж. Ассонитис
Овидио Дж. Ассонитис

Вот чего Кэмерон не учел, так это репутацию Ассонитиса. Вздорный продюсер часто отстранял нанятых режиссеров и заканчивал фильм сам. Эта же участь постигла первого режиссера «Пираний 2» - Миллера Дрейка. Кэмерон занял его место и понял, что попал в ад. По-английски едва ли кто говорил, а реквизит (в том числе и модели пираний, что Кэмерон сделал еще для первого фильма) был в ужасном состоянии. А еще в рабочий процесс постоянно вмешивался Ассонитис и критиковал любое решение Кэмерона. Последней каплей стало отстранение от монтажа. Тогда Кэмерон разорвал отношения с Ассонитисом и потребовал исключить свое имя из титров. Но не тут-то было!

Да, Кэмерон тогда был никем и его имя не было гарантом качества, чтобы за него цепляться. Вот только компания Warner Bros по условиям соглашения с Ассонитисом обязалась спонсировать его фильмы при условии, что фильм будет снят на английском языке с англоговорящими актерами режиссером американцем. Поэтому имя Кэмерона осталось в титрах.

Понимая, что получилась какая-то «шляпа» Кэмерон принялся на каждом углу рассказывать, что его уволили в самом начале съемок. И весь ужас (в плохом смысле), творящийся на экране – вина исключительно Ассонитиса. Но это очередная ложь. Все знают очередную легенду Кэмерона, что образ Терминатора он увидел во время болезни, находясь в Италии. Все дело в том, что в Италии снимались сцены в помещениях в самом конце съемочного графика, поскольку были менее затратными. А основные натурные съемки проходили на Каймановых островах. Так что Кэмерон руководил съемками практически до самого конца.

Далее следует еще одна легенда, что Кэмерон воспользовавшись отлучкой Ассонитиса прокрался в монтажную и принялся собирать собственную версию фильма. Но был пойман. Хорошая история. Но неужели никто бы не додумался устроить тестовый просмотр перед отправкой в кинотеатр? А монтажер фильма не заметил, что кто-то по ночам переделывает его работу? Или Кэмерон собирался смонтировать фильм за ночь? Звучит как сказка, но красивая.

Опыт, что Кэмерон получил на съемках пригодился ему в съемках подводных сцен в «Бездне».

Кадр из «Пираний 2»
Кадр из «Пираний 2»

Ну и по традиции Кэмерон обзавелся еще одним другом. Чести удостоился Лэнс Хенриксен.

А дальше случилось то, что известно любому фанату «терминатора»...

История Терминатора | КультPROсвеТ | Дзен