Найти в Дзене

Легкий бомбардировщик Соединенного Королевства: Бристоль "Бленхейм".

Бристоль "Бленхейм", иногда еще встречается "Бленим", так ближе к английскому произношению — британский скоростной лёгкий бомбардировщик. Это один из ярких представитель семейства скоростных боевых машин популярных для 30ые годы XX в. В историю он вписал себя, как первый самолет Королевских ВВС, который совершил первый боевой вылет во Второй Мировой войне. Бристоль "Бленхейм" не создавали как бомбардировщик, даже в будущем такую модификацию не предполагали. Фрэнк Барнуэлл, главный конструктор Bristol Aeroplane Company, первоначально работал над двухмоторным пассажирским самолётом. В своём проекте он использовал почти все авиационные новинки того времени. Одним из инвесторов в разработку быстрого пассажирского самолета стал газетный магнат лорд Роуземир, который планировал организовать сеть скоростных авиаперевозок между городами Европы. Официально работы над проектом под названием "Тип 142" начали в апреле 1934 года. 12 апреля 1935 года опытный "Тип 142" впервые поднялся в воздух. П
Оглавление

Бристоль "Бленхейм", иногда еще встречается "Бленим", так ближе к английскому произношению — британский скоростной лёгкий бомбардировщик. Это один из ярких представитель семейства скоростных боевых машин популярных для 30ые годы XX в. В историю он вписал себя, как первый самолет Королевских ВВС, который совершил первый боевой вылет во Второй Мировой войне.

Бристоль "Бленхейм" Мк1
Бристоль "Бленхейм" Мк1

Разработка.

Бристоль "Бленхейм" не создавали как бомбардировщик, даже в будущем такую модификацию не предполагали. Фрэнк Барнуэлл, главный конструктор Bristol Aeroplane Company, первоначально работал над двухмоторным пассажирским самолётом. В своём проекте он использовал почти все авиационные новинки того времени. Одним из инвесторов в разработку быстрого пассажирского самолета стал газетный магнат лорд Роуземир, который планировал организовать сеть скоростных авиаперевозок между городами Европы.

Официально работы над проектом под названием "Тип 142" начали в апреле 1934 года.

опытный "тип 142"
опытный "тип 142"

12 апреля 1935 года опытный "Тип 142" впервые поднялся в воздух. Первые полёты показали, что характеристики новой машины оказались гораздо выше расчётных. Испытатели выяснили, что с максимальной нагрузкой самолёт был быстрее на 80 км/ч, чем новейший истребитель RAF Глостер "Гладиатор".

Естественно, такие результаты вызвали интерес министерства авиации. Военные связались с лордом Роуземиром на счет аренды "Тип 142" для испытаний ВВС. В ответ щедрый лорд подарил им один экземпляр.

Пилоты RAF смогли разогнать свой прототип до 494 км/ч. После недолгих обсуждений с фирмой "Бристоль" Воздушное министерство представило требования на разработку трехместной бомбардировочной модификации "Типа 142". Представители РАФ почти сразу заказали 150 бомбардировщиков, получивших служебное обозначение "Бленхейм" Мк.I.

Превратить "Тип 142" в боевой самолет оказалось не слишком сложно. Чтобы освободить место для бомбоотсека, самолет сделали среднепланом. Также приподняли и увеличили в размерах хвостовое оперение. Инженерам пришлось усилить конструкцию планера с учетом возросшей нагрузки.

-3

Носовую часть немного расширили, чтобы разместить рабочие места летчика и штурмана-бомбардира, увеличили остекление для улучшения обзора и установки бомбовый прицел.

Оборонительное вооружение более чем скромное: всего 2 пулемета калибра 7,7-мм. Один - в левой плоскости крыла, а второй, "льюис" или "виккерс"— на подвижной турели в полуубирающейся башне на "спине" самолета.

Такое пренебрежение оборонительным вооружением прямое следствие официальных взглядов руководства РАФ, которое в то время считало, что "для скоростного бомбардировщика оно если и понадобится, то крайне редко".

Прототип "Бленхейма" оснастили двигателями Бристоль "Меркюри-1" и трехлопастными винтами изменяемого шага Де-Хевиленд "Гамильтон".

-4

Он прошел летные испытания РАФ в июне 1936 года. Вес самолета вырос по сравнению с "Тип 142", но его скорость осталась высокой - 452 км/ч.

В декабре 1936 года РАФ увеличили заказ до 434 машин.

Серийный самолет отличался от прототипа только 850-сильными двигателями "Меркюри-VIII", имел жалюзи регулировки охлаждения двигателя на кольцевом капоте, фару только на левой плоскости и не убирающимся хвостовым колесом.

Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек: летчика, штурмана-бомбардира и воздушного стрелка. Летчик сидел с левой стороны кабины. Перед ним расположили приборную доску, рукоятки управления двигателями, винтами, закрылками и уборкой шасси — справа.

-5

Основное место штурмана располагалось с правой стороны чуть позади летчика, а еще одно откидное сиденье (впереди справа) использовали во время бомбометания.

В кабину авиаторы попадали сверху, через люк над сиденьем летчика, который закрывался скользящей прозрачной панелью.

Стрелок забирался на свое место в хвостовом отсеке через отдельный люк, тоже расположенный сверху фюзеляжа и открывавшийся вовнутрь.

Башня с турелью Мк.I или Мк.II имела два положения: боевое, выдвинутая для стрельбы, или походное,— наполовину спрятанная в фюзеляж.

Первые "Бленхеймы" Мк.I начали поступать в авиачасти РАФ в марте 1937 года и к августу 1939 года состояли на вооружении шестнадцати эскадрилий.

сравнение тактико-технических характеристик скоростных бомбардировщиков 30х годов XXв.
сравнение тактико-технических характеристик скоростных бомбардировщиков 30х годов XXв.

Боевой путь.

3 сентября 1939 года Великобритания вступила в войну с Германией. Пока премьер-министр Великобритании Чемберлен выступал по радио перед нацией и сообщал гражданам Соединенного Королевства о том, что страна вступает в войну с Германией, флайт-офицер Маккерсон с экипажем на "Бленхейме" уже летел фотографировать главную немецкую базу флота в Вильгельмсхафен.

-7

На следующий день английские самолеты предприняли бомбовый налет на базу немецкого флота Вильгельмсхафен. Успех операции оказался сомнительным, а потери оказались слишком ощутимы. 500-фунтовые бомбы (226-кг) не стали большой угрозой для немецких кораблей. Больше всего вреда нанес сбитый "Бленхейм", который врезался в борт крейсера "Эмден". Вообще из 10 бомбардировщиков зенитным огнем сбили 8 машин.

Британцы использовали "Бленхеймы" по всему европейскому театру военных действий. Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция – везде отчеты о проведенных операциях были неутешительными: 7 из 9, 11 из 12, 8 из 12 количество потерь в боевых вылетах.

-8

В 1941 и 1942 годов "Бленхеймы" участвовали в бомбардировочных операциях в Дании, Голландии, Норвегии и Германии. Много практиковались в ударах по немецким кораблям, их наносили совместно с "Бофайтерами" и "Москито". Торпеды, ракеты и бомбы одновременно наносили значительный урон немецким судам.

Полеты на малых высотах в условиях противодействия ПВО, истребительное прикрытие конвоев, появление в составе немецких групп кораблей ПВО – все это привело к увеличению потерь "Бленхеймов".

Появление в 1942 году более современных двухмоторных бомбардировщиков привело к тому, что британское командование начало отказываться от "Бленхеймов", их сменили более современные и эффективные машины.

В начале 1940 года, к началу боевых действий в Средиземноморье, в Северной Африке и на Ближнем Востоке находилось 9 эскадрилий "Бленхеймов" Мк.I. Они оказались там единственными более или менее современными бомбардировщиками РАФ и сыграли более удачную роль в начале боев против итальянцев.

Но после прибытия туда немецкого Африканского корпуса Роммеля и истребителей "Мессершмитт" Bf-109Е "Бленхеймы" стали нести большие потери.

На Дальнем Востоке британские скоростные бомбардировщики также не смогли противостоять японским истребителям, и к 1942 году их повсюду сменили более совершенные машины.

Довольно необычным применением «Бленхейма» стала его переделка в ночной истребитель-перехватчик. На начало Второй мировой войны в роли «ночников» применялись обычные одномоторные истребители, успех которых зависел прежде всего от выучки лётчиков и их умения взаимодействовать с прожектористами — то есть обнаружение противника в любом случае производилось визуально. Применение первых авиационных радаров было ограничено их громоздкостью и сложностью эксплуатации. Всё это делало невозможным применение радиолокации на лёгких одномоторных машинах, и первым британским истребителем с радаром стал именно "Бленхейм".

-9

Назвать грозной машиной самолёт, основным наступательным вооружением которого была четвёрка 7,7-мм пулемётов в подвесном контейнере под фюзеляжем, было бы большим преувеличением, однако на стороне бывшего бомбардировщика были и плюсы — большая продолжительность полёта, изрядный боекомплект, а главное — практически полная неуязвимость в ночной темноте. Сам факт присутствия в воздухе английских истребителей с радаром существенно уменьшил размах действий немецких ночных бомбардировщиков.

Дело было сделано — порядка 200 переоборудованных в 1939–1940 гг. «Бленхеймов» Mk.IF и Mk.IVF (F — «Fighter» — истребитель) позволили выиграть время до появления на фронте ночных истребителей «Бофайтер» и истребительных вариантов «Москито».

Кроме того, эрзац-ночники применялись и в дневное время — для сопровождения морских конвоев вдали от побережья. Риск нарваться там на немецкие одномоторные истребители был невелик, а с тяжёлыми и неповоротливыми немецкими торпедоносцами и разведчиками «Бленхейм»-истребитель вполне мог справиться

Заключение.

Судьба "Бленхейма" показательна для скоростных бомбардировщиков середины 30-х годов. В 1936 году он был способен уйти от любого истребителя-биплана, которые преобладали в то время. Но за последующие четыре года на вооружение многих стран стали поступать скоростные истребители-монопланы, которым бомбардировщик уже не мог противопоставить свою скорость как основное оборонительное оружие.

Неудача "Бленхеймов" Mk.lF и Mk.lVF в роли дальнего истребителя сопровождения Второй мировой войны тоже связана со стремительным техническим прогрессом в авиации. На фоне своих аналогов — прежде всего, истребительных вариантов германских бомбардировщиков Дорнье Do 17 и Юнкерс Ju 88 — истребительные "Бленхеймы" выглядит существенно хуже из-за своего слабого вооружения (даже пулеметные "Харрикейны" и "Спитфайры" обладали большей огневой мощью, не говоря уж о пушечных вариантах). Тем не менее, самолеты "Бленхейм" Mk.IF/IVF сыграли свою роль в наиболее трудное для обороны Великобритании время

Единственный сохранившийся до нашего времени в лётном состоянии "Бленхейм" изображает именно ночной истребитель Mk.IF. Этот самолёт имеет интересную судьбу: его построили в Канаде как тренировочный "Болингброк" Mk.IVT, позже перестроили в самолёт английской боевой модификации Mk.IVB, который разбили в аварии в 2003 году. В 2014 году восстановили уже как истребитель Mk.IF. Принадлежит самолёт коллекции авиационного музея в Даксфорде и теперь постоянно радует глаз посетителей многочисленных авиашоу.

-10

ЛТХ «Blenheim» Mk IV

Размах крыла, м: 17,17
Длина, м: 12,98
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 43,57

Масса, кг
- пустого самолета: 4 441
- нормальная взлетная: 6 803

Тип двигателя: 2 х Bristol «Mercury» ХV х 840 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 428
Крейсерская скорость, км/ч: 319
Практическая дальность, км: 2 350
Скороподъемность, м/мин: 412
Практический потолок, м: 8 310
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
- пять 7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением в турели под носовой частью для обстрела задней полусферы);
- до 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!