Бристоль "Бленхейм", иногда еще встречается "Бленим", так ближе к английскому произношению — британский скоростной лёгкий бомбардировщик. Это один из ярких представитель семейства скоростных боевых машин популярных для 30ые годы XX в. В историю он вписал себя, как первый самолет Королевских ВВС, который совершил первый боевой вылет во Второй Мировой войне.
Разработка.
Бристоль "Бленхейм" не создавали как бомбардировщик, даже в будущем такую модификацию не предполагали. Фрэнк Барнуэлл, главный конструктор Bristol Aeroplane Company, первоначально работал над двухмоторным пассажирским самолётом. В своём проекте он использовал почти все авиационные новинки того времени. Одним из инвесторов в разработку быстрого пассажирского самолета стал газетный магнат лорд Роуземир, который планировал организовать сеть скоростных авиаперевозок между городами Европы.
Официально работы над проектом под названием "Тип 142" начали в апреле 1934 года.
12 апреля 1935 года опытный "Тип 142" впервые поднялся в воздух. Первые полёты показали, что характеристики новой машины оказались гораздо выше расчётных. Испытатели выяснили, что с максимальной нагрузкой самолёт был быстрее на 80 км/ч, чем новейший истребитель RAF Глостер "Гладиатор".
Естественно, такие результаты вызвали интерес министерства авиации. Военные связались с лордом Роуземиром на счет аренды "Тип 142" для испытаний ВВС. В ответ щедрый лорд подарил им один экземпляр.
Пилоты RAF смогли разогнать свой прототип до 494 км/ч. После недолгих обсуждений с фирмой "Бристоль" Воздушное министерство представило требования на разработку трехместной бомбардировочной модификации "Типа 142". Представители РАФ почти сразу заказали 150 бомбардировщиков, получивших служебное обозначение "Бленхейм" Мк.I.
Превратить "Тип 142" в боевой самолет оказалось не слишком сложно. Чтобы освободить место для бомбоотсека, самолет сделали среднепланом. Также приподняли и увеличили в размерах хвостовое оперение. Инженерам пришлось усилить конструкцию планера с учетом возросшей нагрузки.
Носовую часть немного расширили, чтобы разместить рабочие места летчика и штурмана-бомбардира, увеличили остекление для улучшения обзора и установки бомбовый прицел.
Оборонительное вооружение более чем скромное: всего 2 пулемета калибра 7,7-мм. Один - в левой плоскости крыла, а второй, "льюис" или "виккерс"— на подвижной турели в полуубирающейся башне на "спине" самолета.
Такое пренебрежение оборонительным вооружением прямое следствие официальных взглядов руководства РАФ, которое в то время считало, что "для скоростного бомбардировщика оно если и понадобится, то крайне редко".
Прототип "Бленхейма" оснастили двигателями Бристоль "Меркюри-1" и трехлопастными винтами изменяемого шага Де-Хевиленд "Гамильтон".
Он прошел летные испытания РАФ в июне 1936 года. Вес самолета вырос по сравнению с "Тип 142", но его скорость осталась высокой - 452 км/ч.
В декабре 1936 года РАФ увеличили заказ до 434 машин.
Серийный самолет отличался от прототипа только 850-сильными двигателями "Меркюри-VIII", имел жалюзи регулировки охлаждения двигателя на кольцевом капоте, фару только на левой плоскости и не убирающимся хвостовым колесом.
Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек: летчика, штурмана-бомбардира и воздушного стрелка. Летчик сидел с левой стороны кабины. Перед ним расположили приборную доску, рукоятки управления двигателями, винтами, закрылками и уборкой шасси — справа.
Основное место штурмана располагалось с правой стороны чуть позади летчика, а еще одно откидное сиденье (впереди справа) использовали во время бомбометания.
В кабину авиаторы попадали сверху, через люк над сиденьем летчика, который закрывался скользящей прозрачной панелью.
Стрелок забирался на свое место в хвостовом отсеке через отдельный люк, тоже расположенный сверху фюзеляжа и открывавшийся вовнутрь.
Башня с турелью Мк.I или Мк.II имела два положения: боевое, выдвинутая для стрельбы, или походное,— наполовину спрятанная в фюзеляж.
Первые "Бленхеймы" Мк.I начали поступать в авиачасти РАФ в марте 1937 года и к августу 1939 года состояли на вооружении шестнадцати эскадрилий.
Боевой путь.
3 сентября 1939 года Великобритания вступила в войну с Германией. Пока премьер-министр Великобритании Чемберлен выступал по радио перед нацией и сообщал гражданам Соединенного Королевства о том, что страна вступает в войну с Германией, флайт-офицер Маккерсон с экипажем на "Бленхейме" уже летел фотографировать главную немецкую базу флота в Вильгельмсхафен.
На следующий день английские самолеты предприняли бомбовый налет на базу немецкого флота Вильгельмсхафен. Успех операции оказался сомнительным, а потери оказались слишком ощутимы. 500-фунтовые бомбы (226-кг) не стали большой угрозой для немецких кораблей. Больше всего вреда нанес сбитый "Бленхейм", который врезался в борт крейсера "Эмден". Вообще из 10 бомбардировщиков зенитным огнем сбили 8 машин.
Британцы использовали "Бленхеймы" по всему европейскому театру военных действий. Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция – везде отчеты о проведенных операциях были неутешительными: 7 из 9, 11 из 12, 8 из 12 количество потерь в боевых вылетах.
В 1941 и 1942 годов "Бленхеймы" участвовали в бомбардировочных операциях в Дании, Голландии, Норвегии и Германии. Много практиковались в ударах по немецким кораблям, их наносили совместно с "Бофайтерами" и "Москито". Торпеды, ракеты и бомбы одновременно наносили значительный урон немецким судам.
Полеты на малых высотах в условиях противодействия ПВО, истребительное прикрытие конвоев, появление в составе немецких групп кораблей ПВО – все это привело к увеличению потерь "Бленхеймов".
Появление в 1942 году более современных двухмоторных бомбардировщиков привело к тому, что британское командование начало отказываться от "Бленхеймов", их сменили более современные и эффективные машины.
В начале 1940 года, к началу боевых действий в Средиземноморье, в Северной Африке и на Ближнем Востоке находилось 9 эскадрилий "Бленхеймов" Мк.I. Они оказались там единственными более или менее современными бомбардировщиками РАФ и сыграли более удачную роль в начале боев против итальянцев.
Но после прибытия туда немецкого Африканского корпуса Роммеля и истребителей "Мессершмитт" Bf-109Е "Бленхеймы" стали нести большие потери.
На Дальнем Востоке британские скоростные бомбардировщики также не смогли противостоять японским истребителям, и к 1942 году их повсюду сменили более совершенные машины.
Довольно необычным применением «Бленхейма» стала его переделка в ночной истребитель-перехватчик. На начало Второй мировой войны в роли «ночников» применялись обычные одномоторные истребители, успех которых зависел прежде всего от выучки лётчиков и их умения взаимодействовать с прожектористами — то есть обнаружение противника в любом случае производилось визуально. Применение первых авиационных радаров было ограничено их громоздкостью и сложностью эксплуатации. Всё это делало невозможным применение радиолокации на лёгких одномоторных машинах, и первым британским истребителем с радаром стал именно "Бленхейм".
Назвать грозной машиной самолёт, основным наступательным вооружением которого была четвёрка 7,7-мм пулемётов в подвесном контейнере под фюзеляжем, было бы большим преувеличением, однако на стороне бывшего бомбардировщика были и плюсы — большая продолжительность полёта, изрядный боекомплект, а главное — практически полная неуязвимость в ночной темноте. Сам факт присутствия в воздухе английских истребителей с радаром существенно уменьшил размах действий немецких ночных бомбардировщиков.
Дело было сделано — порядка 200 переоборудованных в 1939–1940 гг. «Бленхеймов» Mk.IF и Mk.IVF (F — «Fighter» — истребитель) позволили выиграть время до появления на фронте ночных истребителей «Бофайтер» и истребительных вариантов «Москито».
Кроме того, эрзац-ночники применялись и в дневное время — для сопровождения морских конвоев вдали от побережья. Риск нарваться там на немецкие одномоторные истребители был невелик, а с тяжёлыми и неповоротливыми немецкими торпедоносцами и разведчиками «Бленхейм»-истребитель вполне мог справиться
Заключение.
Судьба "Бленхейма" показательна для скоростных бомбардировщиков середины 30-х годов. В 1936 году он был способен уйти от любого истребителя-биплана, которые преобладали в то время. Но за последующие четыре года на вооружение многих стран стали поступать скоростные истребители-монопланы, которым бомбардировщик уже не мог противопоставить свою скорость как основное оборонительное оружие.
Неудача "Бленхеймов" Mk.lF и Mk.lVF в роли дальнего истребителя сопровождения Второй мировой войны тоже связана со стремительным техническим прогрессом в авиации. На фоне своих аналогов — прежде всего, истребительных вариантов германских бомбардировщиков Дорнье Do 17 и Юнкерс Ju 88 — истребительные "Бленхеймы" выглядит существенно хуже из-за своего слабого вооружения (даже пулеметные "Харрикейны" и "Спитфайры" обладали большей огневой мощью, не говоря уж о пушечных вариантах). Тем не менее, самолеты "Бленхейм" Mk.IF/IVF сыграли свою роль в наиболее трудное для обороны Великобритании время
Единственный сохранившийся до нашего времени в лётном состоянии "Бленхейм" изображает именно ночной истребитель Mk.IF. Этот самолёт имеет интересную судьбу: его построили в Канаде как тренировочный "Болингброк" Mk.IVT, позже перестроили в самолёт английской боевой модификации Mk.IVB, который разбили в аварии в 2003 году. В 2014 году восстановили уже как истребитель Mk.IF. Принадлежит самолёт коллекции авиационного музея в Даксфорде и теперь постоянно радует глаз посетителей многочисленных авиашоу.
ЛТХ «Blenheim» Mk IV
Размах крыла, м: 17,17
Длина, м: 12,98
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 43,57
Масса, кг
- пустого самолета: 4 441
- нормальная взлетная: 6 803
Тип двигателя: 2 х Bristol «Mercury» ХV х 840 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 428
Крейсерская скорость, км/ч: 319
Практическая дальность, км: 2 350
Скороподъемность, м/мин: 412
Практический потолок, м: 8 310
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
- пять 7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением в турели под носовой частью для обстрела задней полусферы);
- до 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!