Летом 1984 года на экраны телевизоров вышел 10-серийный политический детектив по роману Юлиана Семенова. Правда, начинали его снимать как пятисерийный, а закончить работу над картиной планировали только в декабре 1984-го… Смотрите легендарное кино о поимке «Трианона» в субботу и воскресенье, 31 августа и 1 сентября, в эфире Первого канала.
1.
С 28 июля по 12 августа 1984-го в Лос-Анджелесе проходила Олимпиада, которую бойкотировали СССР и большинство соцстран – официальное решение о бойкоте было принято за два с половиной месяца до ее начала. Режиссера Владимира Фокина, который должен был сдать кино в конце декабря, тогда, по его словам, «взяли в тиски»! Сказали, что фильм о противостоянии советской и американской разведок обязательно должен выйти в эфир на 5 месяцев раньше, во время олимпийских игр! Фокин вспоминал, что съемочная группа тогда практически жила на студии. «Четвертая серия уже была в эфире, а по девятой еще шли речевые тонировки… Это был немножко подвиг».
2.
После невероятного успеха «Семнадцати мгновений весны», снятых по роману Юлиана Семенова, хотели, чтобы и режиссером «ТАСС уполномочен заявить…» стала Татьяна Лиознова. Против был… сам Семенов.
3.
Фильм основан на реальных событиях, произошедших в конце семидесятых. Причем завербованный ЦРУ советский дипломат Александр Огородник носил то же кодовое имя, что и герой Бориса Клюева – Трианон. Только работал он не в Африке, а в Латинской Америке. Настоящий Трианон был раскрыт в 1977 году. 21 июня его арестовали у дверей его московской квартиры – и тут ему внезапно стало плохо. Вызвали скорую, но спасти Огородника не смогли. Вероятно, он проглотил капсулу с ядом, спрятанную в авторучке.
4.
Прототипом полковника Славина стал друг Юлиана Семенова, генерал КГБ Вячеслав Ервандович Кеворков. Одним из прототипов полковника Макарова - полковник Игорь Константинович Перетрухин (в романе он носит фамилию Трухин). Кстати, Перетрухин был консультантом фильма. Прототипы есть у большинства героев фильма, а Юлиан Семенов угадывается в образе журналиста Дмитрия Степанова (его сыграл Эдуард Марцевич).
5.
Прототипом вымышленной африканской страны Нагонии стала Ангола - в Анголе же планировали снять часть сцен, связанных с Африкой. Но ситуация в этой стране была слишком неспокойной и ей предпочли более безопасную Кубу. Однако, едва прибыв в Гавану, наши кинематографисты услышали в сенсационную новость: в ходе переворота был расстрелян глава правительства соседней страны – Гренады! Съемочная группа прилетела в день убийства Мориса Руперта Бишопа, а улетела в день, когда самолет Красного креста привез из Гренады раненых кубинцев – строителей и врачей. У трапа их встречал Фидель Кастро. Все 10 дней съемок на Кубе прошли под непрерывные сводки тревожных новостей из Гренады. Создавая фильм о попытке военного переворота, кинематографисты внезапно столкнулись с переворотом в жизни, и это их потрясло.