Новый учебный год всегда вызывает стресс. О том, как справиться с ним, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета Рустам Муслумов. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Телефоны и гиперконтроль
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Рустам Рафикович, как психологически подготовить ребёнка к тому, что летние каникулы скоро закончатся, и начнётся учебный год?
Рустам Муслумов: – В большинстве своём школьники не испытывают трудностей в адаптации к началу учебного года. Но есть дети с тонкой душевной организацией. Им как раз нужна помощь. И речь идёт не о том, чтобы повторить материал, прочитав учебники. Родителю стоит показать своё отношение к школе, сделав акцент на том, что и там есть что-то положительное. Например, интересные мероприятия, друзья.
Очень полезно спрашивать у ребёнка, что он чувствует. Пусть проявит свои эмоции. Так могут вскрыться многие моменты. «Когда мы вспомнили про школу, ты загрустил. С чем это связано?» Пусть ребёнок ответит на этот вопрос. Когда у него есть возможность проговорить, о чём он тревожится, это уже позволяет ему критически отнестись к своим переживаниям. Известный психолог Лев Выготский объяснял: внутренняя речь, как правило, не вызывает у нас вопросов. Внешнюю легче подвергнуть критике. Если я произнёс вслух, что у меня ничего не получается, то могу это обдумать и даже оспорить.
– Как вы относитесь к запрету пользоваться мобильными телефонами на уроках?
– Современный человек часто прибегает к избегающей стратегии поведения. Чтобы справиться с какой-то трудностью, нам надо взять паузу. Вот эта идея «сосчитай до десяти» нередко работает в негативном ключе: что ребёнок, что взрослый пытается отвлечься, взяв мобильный телефон. Это позволяет временно отключиться от неприятностей. А школа зачастую содержит много стрессов. Весёлый ролик в социальной сети поднимает настроение, но в целом не помогает решить проблему с той же контрольной.
Поэтому прежде, чем запрещать ученикам пользоваться гаджетами, надо научить их справляться с негативными эмоциями. Например, умение проговаривать, что ты чувствуешь и почему, – первый шаг к развитию эмоционального интеллекта.
Запрет пользоваться гаджетами на уроках тоже имеет смысл. Мы не можем требовать от учителя конкурировать с короткими весёлыми роликами в Сети. В психологии учебная и игровая деятельность различаются между собой. Опытные педагоги, конечно, вводят в свои занятия некоторые элементы игры, но урок от этого всё равно не превратится в нечто развлекательное – у него другие задачи. Поэтому ребёнка лучше морально подготовить к запрету на мобильные устройства.
Первое время это вызовет много тревожности. Лучше сразу перед началом учебного года объяснить, что подобный запрет – это некая данность. «Как солнце встаёт и садится, так и ты будешь сдавать свой мобильный телефон на уроке» – вот так примерно можно сказать об этом школьнику. Кроме того, нужно, чтобы он понял смысл этого запрета. Например, можно объяснить, что без телефона легче сосредоточиться на уроке. Или поискать этот смысл вместе. Если ребёнок согласится с общепринятым правилом, соблюдать его будет легче.
Вообще, детей стоит учить пользоваться интернетом, а не выдёргивать роутер, как иногда делают взрослые. Навык пользования Сетью не приходит сам по себе. Например, вы вместе едете отдыхать. Пусть ребёнок найдёт в поисковике, какие отели, экскурсии есть в этом месте. Так он поймёт, что интернет может быть инструментом, а не только источником сомнительных развлечений.
– Родители нередко ставят в телефоны своих детей различные программы родительского контроля. Как это влияет на детей?
– Гиперконтроль вроде бы помогает родителю справиться с собственной тревожностью. Технические средства отслеживания – самый простой способ это сделать. Но многие забывают, что основная задача воспитания – привить ребёнку самостоятельность. К сожалению, среднестатистический родитель редко занимается именно воспитанием. У него, как правило, много других забот.
Как мы научим школьника делать выбор и нести ответственность за него, если отслеживаем каждый его шаг? Для ребёнка очень важны маленькие выборы: к примеру, каша с ягодами или с орехами, портфель с котиком или с супергероем. Если подросток всё время сидит с телефоном в руках и больше ничего не делает, стоит задуматься: может, мы всё время били его по рукам, когда он проявлял инициативу в более раннем возрасте?
Когда мы проводим беседы с родителями, мы разбираем пример. Подросток хочет покрасить волосы в синий цвет или сделать себе татуировку. И в этой ситуации у взрослого человека должна быть более хитрая стратегия. Вместо того чтобы спорить, намного лучше дать ребёнку взвесить все аргументы за и против. Пусть он проговорит возможные риски и сам примет решение.
Закон-огнетушитель
– С нового учебного года вступит в силу закон о защите чести и достоинства педагога. Как, по вашему мнению, это повлияет на отношения учителей, детей и родителей?
– Надеюсь, что этот закон будет работать, как огнетушитель. Он должен быть в каждом классе, но лучше, если им не воспользуются! По моему опыту, травля учителя возникает тогда, когда травля учеников становится нормой. На мой взгляд, есть всего две действенные рекомендации, как педагогу преодолеть буллинг в его сторону. Первая – не поддаваться на провокации и продолжать вести занятия. Вторая – обращаться за помощью к своим коллегам и руководству.
Буллинг не пропадёт сам по себе. И, как правило, он возникает не из-за того, что педагог некомпетентен. Очень часто этому подвергаются учителя, которые в хорошем смысле слова не от мира сего. Это одухотворённые люди, которым нравится делиться знаниями со своими учениками. Устроившись работать в школу, они нередко сталкиваются с суровой реальностью, например, с унижениями. В этом случае закон позволит педагогу обратиться к более опытным специалистам, которые помогут разрешить конфликт.
Нужны курсы повышения квалификации, где учителей обучали бы справляться с трудными педагогическими ситуациями. Потому что в университете ко многому не готовят. К примеру, сейчас происходит процесс акселерации, и дети физически созревают раньше, чем принято думать. Они становятся подростками уже в начальной школе, а принято считать подростком ученика шестого-седьмого класса. Учителя начальной школы зачастую не готовы к тому, что четвероклассники будут стараться самоутвердиться за их счёт.
Закон – огнетушитель – это хорошо. Но нужно также знать и правила «пожарной безопасности», чтобы он не понадобился. То есть кто-то должен отрабатывать с педагогами различные ситуации – например, как поставить класс на место, как решать конфликты с родителями. Ведь и сами педагоги – это нередко ранимые люди, раз они выбрали профессию, которая требует от них высокого уровня эмпатии.