Найти тему
Адвокат Сергей Радько

Как правильно оформить ДТП?

Оглавление

Одна из неприятностей, от которой не застрахован никто из сидящих за рулём - дорожно-транспортное происшествие. Каким бы вы ни были опытным и осторожным, увы, это не спасет от какого-нибудь невнимательного ротозея, перепутавшего газ с тормозом или красный с зелёным. Как результат - испорченный автомобиль и нервы. А с учётом нынешних реалий (когда покупка нового автомобиля сравнима по цене с приобретением квартиры ещё несколько лет назад) автомобиль придётся ремонтировать долго и нудно (особенно по страховке).

В довершение ко всему ГАИ фактически всё больше самоустраняется от оформления ДТП и категорически не желает выезжать на места происшествий, рекомендуя его участникам оформлять так называемый «европротокол» либо все фиксировать на фото или видео и самостоятельно приезжать в подразделение для дальнейших разбирательств. Вдобавок страховые компании так и норовят к чему-нибудь придраться в документах с целью снижения выплаты либо полного отказа в ней.

Поэтому правильное оформление ДТП - одно из условий не только для получения страхового возмещения, но и залог успешного исхода будущего судебного спора. Ведь страховые, как известно, определяют сумму ущерба крайне, мягко говоря, «экономно», и недостающую на ремонт часть нередко приходится взыскивать с непосредственного виновника происшествия. Разберемся, как же сегодня правильно действовать и верно оформлять ДТП.

Прежде всего напомню, что с точки зрения действующих Правил дорожного движения (ПДД) оформление любого происшествия является обязательным (не только с пострадавшими, когда нужно вызывать ГАИ, но и любого другого, когда пострадало только «железо»). Это прямо следует из пунктов 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Для полного понимания - прежняя релакция п. 2.6.1 содержала фразу о том, что водители могут не оформлять документы о ДТП, если повреждены только их автомобили и у каждого из участников ДТП отсутствует необходимость в оформлении. Однако в ноябре 2018 г. эта норма из ПДД была исключена, и теперь, с формальной точки зрения получается, что оформлять документы о любом ДТП необходимо.

Правда, на практике нередко бывает, что в очевидной ситуации виновник готов оплатить на месте ущерб (особенно если повреждения небольшие), после чего участники ДТП разъезжаются. Увы, но с той самой формальной точки зрения это - нарушение, поскольку, как уже выше сказано, возможность не оформлять никаких документов о ДТП их Правил исключена, а значит, не оформляя никаких документов, участники происшествия действуют на свой страх и риск (ведь ответственность за оставление места происшествия в нарушение ПДД никто не отменял).

И если уж обязательно оформлять происшествие - это можно сделать с участием сотрудников ГИБДД или без них (использовав так называемый «европротокол»). И о нюансах обоих вариантов надо обязательно знать.

Что вообще такое «европротокол»?

На заре обязательного страхования, которые вводилось с целью сделать всё «как у них», система ГАИ оказалась, мягко говоря, не совсем готова к работе в новых условиях - ведь раньше всё было несколько проще: на виновника происшествия составлялся протокол и выносилось постановление, в которых и указывалось, какие именно нормы ПДД были нарушены, в результате чего и произошло столкновение. Далее пострадавший шёл в суд и долго (или не очень - кому как повезёт) судился с виновником, а потом ещё и вместе (а то и вместо…) судебных исполнителей (которые тогда ещё не были приставами) искал доходы и имущество должника с целью возмещения ущерба..

Потом в чью-то «светлую» голову пришла такая же «прогрессивная» идея о том, что незачем дёргать на каждый помятый бампер людей в погонах (якобы у них есть и другие дела поважней. Хотя что может быть важней разбирательства ДТП, которое и является самым неприятным последствием нарушения ПДД, никто так и не объяснил).

И было решено сделать, опять же, «как у них» (где, по мнению многих, полиция вообще не выезжает на мелкие происшествия, а их участники обмениваются данными своих страховых полисов и разъезжаются, а уже их страховые компании разбираются дальше сами). Именно поэтому такой способ оформления (без ГАИ) и получил название «европротокол» - потому что «европах» якобы только так и поступают.

Конечно, название не самое корректное, поскольку в этих самых «европах» много государств, правила в которых могут довольно сильно различаться. Да и учитывать надо не толко европейский опыт - ведь самые автомобилизированные США тоже имеют свои особенности. Ну да ладно - раз уж термин «европротокол» так прижился почти на официальном уровне - для краткости будем оперировать именно им. И обозначать им будем способ оформления происшествия без привлечения сотрудников полиции - то есть когда они на место происшествия не выезжают и никаких протоколов и постановлений в отношении виновника не составляют.

В каких случаях возможно оформление «европротокола»?

Правила дорожного движения (абзац 2 пункта 2.6.1) говорят о том, что при отсутствии в ДТП пострадавших сообщать о происшествии в полицию не обязательно и даже можно уехать с места ДТП, но лишь при условии, когда закон об ОСАГО допускает оформление документов без сотрудников полиции.

А закон этот в статье 11.1 предусматривает такую возможность лишь при наличии одновременно трёх условий:

  • повреждены только транспортные средства (не иное имущество, например, груз или дорожная инфраструктура!);
  • в ДТП участвуют только ДВА автомобиля (в том числе с прицепами), при этом у обоих водителей оформлены полисы ОСАГО;
  • отсутствие разногласий по обстоятельствам происшествия и ущербу. Если, как говорится, консенсус не сложился - максимальная выплата в этом случае составит только 100 тысяч рублей. При отсутствии спора о вине и сумме ущерба можно рассчитывать на максимальную выплату в размере 400 тысяч рублей.

Теперь - самое важное. Главным документом, подписываемым участниками происшествия, является «Извещение о ДТП». Бланк данного документа должен выдаваться при оформлении полиса (но многие страховые этого почему-то не делают). И заполнение этого бланка является обязательным для ВСЕХ случаев оформления происшествия (с участием сотрудников полиции или без них - не имеет значения). Поэтому, если при покупке полиса ОСАГО бланк извещения не был передан - необходимо его скачать в интернете и распечатать примерно пять-семь штук, чтобы всегда иметь при себе.

Ещё один нюанс - оформить это извещение и передать в страховую можно посредством специального приложения «Помощник ОСАГО». Однако работает оно, к сожалению, нестабильно и войти в него получается не всегда. Именно для таких случаев надо иметь при себе бумажный бланк.

Ещё один момент - как уже ранее указал, оформление «европротокола» возможно только при наличии действующего полиса у обоих участников. И первым делом надо проверить наличие у оппонента действующего полиса - ведь зачастую бывает, что и сам автовладелец не в курсе, что его страховка не действует.

Это, к примеру, возможно в случаях, когда автомобиль эксплуатируется с прицепом либо в качестве такси, однако соответствующая отметка в полиса отсутствует. Или период использования транспортного средства ещё не наступил (такое бывает при оформлении электронного полиса, когда дата начала использования автомобиля наступает не сразу после оплаты и получения полиса, а через несколько дней). Во всех указанных случаях (и многих других) страховая компания может сослаться на нарушение условия страхования и не признать случай страховым со всеми вытекающими…

Поэтому полис оппонента (да и свой тоже после покупки) проверяем через соответствующий сервис РСА https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policyInfo.htm

Также это можно сделать и в другом приложении - «ДТП-европротокол» (о нём - чуть ниже), просканировав код или вручную введя данные полиса, либо через приложение «Помощник ОСАГО».

Самое главное помнить - если полис хотя бы одного участника происшествия по какой-либо причине недействителен (истёк срок действия, иной период использования, оформлен на другой автомобиль и т. д.) - оформление ДТП без сотрудников ГАИ невозможно, и их необходимо вызывать не место.

Итак, резюмирую, что надо делать на месте происшествия:

1. Немедленно остановиться, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки.

2. Определиться, есть ли пострадавшие.

3. Если пострадавших нет - надо выяснить у второго участника его мнение о происшествии, после чего можно понять, как именно можно оформить происшествие.

При этом не забываем три обязательных условия для использования «европротокола»: повреждение только транспортных средств; участие в ДТП лишь двух автомобилей с действующими полисами ОСАГО; отсутствие разногласий (при из наличии максимальный размер возмещения не превысит 100 тысяч рублей).

Если все эти условия есть - оформляем происшествие при помощи приложения «ДТП-европротокол», вместе с которым обязательно используем приложение «Помощник ОСАГО» для заполнения и отправки в свою страховую электронного извещения о ДТП.

Если по каким-то причинам использовать эти электронные системы не получается (отсутствие интернета, разрядился телефон и т. п.) - можно использовать и обычное бумажное извещение (бланк которого нужно всегда иметь в автомобиле). И этот заполненный (и внимательно проверенный!) документ в течение пяти рабочих дней надо передать в свою страховую. Это прямая обязанность всех участников ДТП (как потерпевшего, так и виновника).

Напоследок - самое главное. Все перечисленные способы оформления происшествия требуют некоторого опыта и навыков. Поэтому, чтобы не растеряться на месте происшествия в стрессовой ситуации (особенно это касается новичков, а также тех, кто давно не попадал в ДТП) - нужно обязательно и заблаговременно потренироваться в заполнении всех документов и освоить соответствующие приложения в спокойной домашней обстановке.

Это, поверьте, совсем несложно, однако в случае ДТП поможет сохранить силы, нервы и здоровье (а возможно, и жизнь - ведь нахождение на проезжей части само по себе занятие довольно рискованное).

Всем безаварийной езды! Ну а если что - надеюсь, хотя бы примерно понятно, что делать!