Метод ОВ4П (из прошлой статьи https://dzen.ru/a/Zs75LWV8t1GB954_) может быть полезен для чтения, но как же быть с записями и конспектами? Многие студенты пишут конспекты лекций, зная, что они ими никогда не воспользуются или же откроют ближе к сессии. Как правило, такие лекции непригодны для использования, они не систематизированы и все навалено в кучу.
Чтобы сделать хорошие записи на лекции, нужно активно слушать преподавателя не отвлекаться и извлекать информацию из лекций. Вот один из методов по прослушиванию и составлению записей, который срабатывает у многих студентов - L I S A N.
L - ведите (lead). Не идите следом. Попытайтесь предвидеть, что скажет преподаватель, и задавайте себе вопросы. Вопросы могут возникнуть в процессе чтения, выполнения заданий или просто прийти в голову.
I - идеи (ideas). В любой лекции есть ядро идей. Чаще спрашивайте себя: "Какая идея здесь главная?"
S - сигнальные слова (signal words). Слушайте те слова, которые указывают, в каком направлении движется преподаватель. Вот некоторые сигнальные слова:
- есть три причины, поясняющие... - следует изложение идей;
- самое важное это... - основная идея;
- с другой стороны... - противоположная идея;
- в качестве примера... - подтверждение главной идеи;
- следовательно... - вывод.
A - активно слушайте (active listen). Садитесь там, где вы можете слышать и задавать вопросы. Принесите собой вопросы, на которые вы бы хотели найти ответ. Делайте все что позволяет вам оставаться активным и внимательным.
N - записывайте (note-talking). Записывайте только основные тезисы. Слушайте все, но будьте избирательны.
Советы по использованию метода LISAN:
- При любой возможности совершенствуйте свои записи, заполняйте пробелы, ищите связи между идеями.
- Связывайте ваши новые идеи с теми, что вы уже знаете.
- Подведите итог и составьте резюме. Сократите записи и систематизируйте их.
- После каждой лекции записывайте не менее семи главных идей.
- составьте на основе своих записей контрольные вопросы и попробуйте на них ответить.