С чтением «Тоннеля» я подзатянула. Он не попал мне в руки, когда был «горячим пирожком», а потом вроде как торопиться уже стало некуда. Подспудно я ждала вау-эффекта, книга была долгожданной. В таких случаях волей-неволей книжечку приберегаю «на сладкое». И получилось удачно. Дочитала «Тоннель» в тот момент, когда узнала, что он попал в короткий список Национального конкурса «Книга года – 2024». Причём не просто попал, а выиграл в номинации «Электронные издания и аудиокниги»! До прочтения книги отзывы о ней я намеренно читала вскользь. Но книга на глазах становилась явлением. Даже по высоким позициям в премиях понятно, что она заметная, многим нравится. Соглашусь, это так, но...
Яну Вагнер я знаю по двум книгам — «Вонгозеро» и «Живые люди». «Вонгозеро» я обожаю. Да, вот так. «Живые люди» мне тоже понравились. «Тоннель» я ждала так, как мало что жду. Но такие авансы редко когда хорошо заканчиваются... До того эффекта, который произвели прежние книги Вагнер, «Тоннель» не дотянул. Вложенные усилия слишком заметны. Но дело не только в этом.
Преамбула романа предельно захватывающая. Поздний вечер. Измотанные жарой люди возвращались с дач в Москву. Машины плавно тянулись, выстроившись в три ряда. Заехав в тоннель, поток встал и за полтора часа не тронулся с места. Самые нетерпеливые отправились узнать, что случилось — авария или что-то ещё. Действительность оказывается страшнее — трёхкилометровый тоннель с обоих концов оказался закрыт бетонными воротами и решётками. Люди попали в ловушку, из которой не было выхода. За тем, что с ними там стало происходить, читатель и наблюдает более 500 страниц.
«Чёртов тоннель... казался... бесконечным — длинная тесная кишка, набитая автомобилями, возмущёнными людьми и выхлопными газами».
Начинается история с семьи, которая едет на Тойоте в той самой пробке — мужчина, его жена и его дочь от первого брака. Митя, Саша и Ася. За этой семьёй и теми людьми, которые оказались с ними по соседству в тоннеле, мы и будем следить. Автор выделяет группу основных персонажей (из 500 людей, запертых в тоннеле, два-три десятка), которые проявляют себя в полном блеске.
Интересно, что автор называет героев в основном не по именам, а по маркам их машин: женщина-Мерседес, мамаша-Пежо, красотка-Кайен, Патриот, Кабриолет... Это удачный ход, яркий штрих к портретам. Портреты — именно то, что особенно удачно удаётся Яне Вагнер. Герои её романа — живые люди, абсолютно разные и узнаваемые, люди из реальной жизни.
Сильной стороной Вагнер является и умение создавать захватывающий сюжет, накалённую атмосферу и всё время повышать градус тревоги и страха. Я бы никогда не смогла не дочитать такую книгу. Интрига мощная!
«Тоннель» — без сомнения, книга сильная и впечатляющая. Она вызывает эмоции, будоражит, бесит, иногда смешит. НО я отлично понимаю тех, кому книга до трясучки не понравилась. У меня самой она шла тяжело, иной раз через силу, муторно. Так мы подошли к минусам.
Первое, на что довольно быстро обращаешь внимание, — вялая динамика. Одно и то же место. Одни и те же люди. Одни и те же чувства. Автор по кругу перечисляет, кто где находится и чем занимается в данный момент. Со временем это начинает утомлять. Возможно такой эффект есть при чтении бумажной книги и он не возникает в случае с аудиокнигой.
«Тоннель» — не просто триллер, это остросоциальный роман. Автор показывает срез общества, самых разных людей, но почему-то в основной своей массе они такие, что не дай Бог оказаться с ними... в одном запертом тоннеле. Почти ни одного не просто геройского, а хотя бы дельного мужчины, почти ни одной неистеричной или неагрессивной женщины. Десятки героев, а положительных можно пересчитать по пальцам одной руки.
От этой книги устаёшь. В ней всего слишком — объёма, негатива, нецензурной брани, штампов. Вот представьте себе всё, что обычно приходит на ум при упоминании полиции и преступников, чиновников и простых людей, богатых и бедных, москвичей и мигрантов, семейных и одиноких, здоровых и больных, детей и стариков... Представили? Вот всё это в той или иной мере отражено в романе. Немощные полицейские, вездесущие преступники, бесстыжие чиновники, преступные мигранты, безответственные мужья и отцы...
Финал невнятный и скомканный. Не имею ничего против того объяснения произошедшему, которое дал автор. Но почему так скудно? Столько всего наговорить, а в результате «уйти и не попрощаться»? Впрочем, финал в стиле Вагнер, тут даже обижаться на недосказанность не приходится. Пора привыкнуть и воспользоваться собственной фантазией.
Но самая главная проблема «Тоннеля» — затянутость. Впрочем, для кого-то это не проблема. Ориентируйтесь на свой вкус. Думаю, что после моего отзыва ваши ожидания будут умеренными, а значит моя задача выполнена. Ожидания часто только мешают.
Увлекательного чтения!
P.S. После прочтения книги мне казалось, что я сама отмотала срок в этом жутком тоннеле, сама пробежала по нему десятки раз в обе стороны, пережила клаустрофобию, жажду, не знала, куда сбегать в туалет в совершенно открытом пространстве. У меня в жизни был опыт долгого отчаянного массового «автостояния», отдалённо могу себе представить, что чувствовали герои книги... Если вам будет интересно узнать мою личную историю, заглядывайте в Премиум.
А вы читали «Тоннель»? Поделитесь впечатлениями!
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Если хотите читать «Библио Графию» чаще, присоединяйтесь к моему каналу в Телеграме.