Найти в Дзене

Из беседы с Галиной Иосифовной Маневич, вдовой Эдуарда Штейнберга. Интервью с художниками выставки «Культурный полюс. Таруса»

Эдик (Эдуард Штейнберг — прим. ред.) считал Тарусу Родиной. Семидесятипятилетний жизненный путь мастера неразрывно связан с событиями, которые происходили здесь. Впервые в Тарусе в 1957 году он почувствовал себя художником и начал работать.

У Эдика не было академического художественного образования, как и аттестата средней школы. Я почти уверена, что именно этот факт раскрыл его внутреннюю свободу и самобытность, позволив стать выдающимся художником. Природа одарила Эдика способностью самовыражаться, говорить языком живописи. В течение жизни Эдик встречал людей, которые подсказывали, направляли и впечатляли его. В юности таким человеком был отец, Аркадий Штейнберг, — талантливый поэт, переводчик и художник. В 1937 году Аркадия Штейнберга арестовали, и несколько лет он провёл в лагерях. Нельзя сказать, что отец учил Эдика — скорее, художник находился под влиянием их разговоров.

Эдик рано осознал себя художником — это произошло в 1957 году. Уже в начале шестидесятых он открыл свою тему в живописи. На протяжении шестидесятилетнего творческого пути характер его работ внешне трансформировался, однако основные мотивы, движущие им, были выработаны в начале. В первых произведениях ярко проявились темы смерти и красоты, которые волновали его на протяжении жизни. Идея Достоевского о том, что красота спасёт мир, укоренилась в сознании Эдика. Он видел в красоте не только внешнее, но и духовное спасение как мира, так и себя как художника. В середине шестидесятых Эдик создаёт метафизический натюрморт. В работах появляются атрибуты вечности, такие как камень, раковина, рыба, птица.

В своих произведениях Эдик задавал вопросы, в первую очередь самому себе. Эти размышления и вопросы стали содержанием его творчества, метафизическим исканием о конце и начале существования. Эдик обладал удивительной интуицией. Его друг, писатель, философ и режиссёр, Евгений Шифер, с которым он познакомился в 1968 году, разгадал в картинах Эдика религиозный смысл, о котором сам художник не догадывался. Евгений объяснял Эдику символику: что обозначает рыба в христианском сознании, значение образа птицы. Эти символы интуитивно уже существовали в творчестве художника, прежде чем он с ними познакомился и осознал. Со временем Эдик начал использовать эти символы, уже понимая их философское и религиозное значение.

Эдуард Штейнберг. Композиция. 2011. Картон, гуашь. Собственность Галины Маневич, вдовы художника.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 2011. Картон, гуашь. Собственность Галины Маневич, вдовы художника.

Невзирая на тяжёлые жизненные обстоятельства, бескомпромиссное творчество и временами нищету, в работах Эдика не чувствуется ни агрессии, ни раздражения. Его картины излучают гармонию, которую ему удалось сохранить в себе. Мне кажется, Эдик был наделён тонким чувством красоты и добра, сохранил в себе ощущение детства.

Эдик был виртуозный рыбак и каждое лето в Тарусе рыбачил. Рыбалка не была развлечением, хотя он приносил рыбу, даже когда остальные возвращались пустыми. Он серьёзно относился к пребыванию в лодке, на реке. Время в лодке стало медитативными уроками созерцания пейзажа, в котором находился художник. На реке он переживал осмысление неба, земли, которые почти всегда присутствовали в живописи. Горизонт, фигуры, которые он вписывал в горизонт и создавал вертикаль, пространство креста между небом и землёй…

Работы, представленные на выставке, составляют цикл, созданный в последнюю зиму в Тарусе, когда Эдик уже сильно страдал от болезни. Тем не менее каждое утро он вставал, топил печку и направлялся в мастерскую. Творчество было его истинной страстью. Произведения того периода можно считать творениями подвижника. В них он задавал свои последние вопросы.

В нашем доме не было его работ. Они висели у нас, только пока сушились. Эдик не любил смотреть на свои картины. По его мнению, произведение жило, пока он над ним работал.

Галина Иосифовна Маневич с мужем Эдуардом Штейнбергом
Галина Иосифовна Маневич с мужем Эдуардом Штейнбергом

#КультурныйПолюсТаруса
Выставка продлится до 20 октября 2024 года.