Эдик (Эдуард Штейнберг — прим. ред.) считал Тарусу Родиной. Семидесятипятилетний жизненный путь мастера неразрывно связан с событиями, которые происходили здесь. Впервые в Тарусе в 1957 году он почувствовал себя художником и начал работать.
У Эдика не было академического художественного образования, как и аттестата средней школы. Я почти уверена, что именно этот факт раскрыл его внутреннюю свободу и самобытность, позволив стать выдающимся художником. Природа одарила Эдика способностью самовыражаться, говорить языком живописи. В течение жизни Эдик встречал людей, которые подсказывали, направляли и впечатляли его. В юности таким человеком был отец, Аркадий Штейнберг, — талантливый поэт, переводчик и художник. В 1937 году Аркадия Штейнберга арестовали, и несколько лет он провёл в лагерях. Нельзя сказать, что отец учил Эдика — скорее, художник находился под влиянием их разговоров.
Эдик рано осознал себя художником — это произошло в 1957 году. Уже в начале шестидесятых он открыл свою тему в живописи. На протяжении шестидесятилетнего творческого пути характер его работ внешне трансформировался, однако основные мотивы, движущие им, были выработаны в начале. В первых произведениях ярко проявились темы смерти и красоты, которые волновали его на протяжении жизни. Идея Достоевского о том, что красота спасёт мир, укоренилась в сознании Эдика. Он видел в красоте не только внешнее, но и духовное спасение как мира, так и себя как художника. В середине шестидесятых Эдик создаёт метафизический натюрморт. В работах появляются атрибуты вечности, такие как камень, раковина, рыба, птица.
В своих произведениях Эдик задавал вопросы, в первую очередь самому себе. Эти размышления и вопросы стали содержанием его творчества, метафизическим исканием о конце и начале существования. Эдик обладал удивительной интуицией. Его друг, писатель, философ и режиссёр, Евгений Шифер, с которым он познакомился в 1968 году, разгадал в картинах Эдика религиозный смысл, о котором сам художник не догадывался. Евгений объяснял Эдику символику: что обозначает рыба в христианском сознании, значение образа птицы. Эти символы интуитивно уже существовали в творчестве художника, прежде чем он с ними познакомился и осознал. Со временем Эдик начал использовать эти символы, уже понимая их философское и религиозное значение.
Невзирая на тяжёлые жизненные обстоятельства, бескомпромиссное творчество и временами нищету, в работах Эдика не чувствуется ни агрессии, ни раздражения. Его картины излучают гармонию, которую ему удалось сохранить в себе. Мне кажется, Эдик был наделён тонким чувством красоты и добра, сохранил в себе ощущение детства.
Эдик был виртуозный рыбак и каждое лето в Тарусе рыбачил. Рыбалка не была развлечением, хотя он приносил рыбу, даже когда остальные возвращались пустыми. Он серьёзно относился к пребыванию в лодке, на реке. Время в лодке стало медитативными уроками созерцания пейзажа, в котором находился художник. На реке он переживал осмысление неба, земли, которые почти всегда присутствовали в живописи. Горизонт, фигуры, которые он вписывал в горизонт и создавал вертикаль, пространство креста между небом и землёй…
Работы, представленные на выставке, составляют цикл, созданный в последнюю зиму в Тарусе, когда Эдик уже сильно страдал от болезни. Тем не менее каждое утро он вставал, топил печку и направлялся в мастерскую. Творчество было его истинной страстью. Произведения того периода можно считать творениями подвижника. В них он задавал свои последние вопросы.
В нашем доме не было его работ. Они висели у нас, только пока сушились. Эдик не любил смотреть на свои картины. По его мнению, произведение жило, пока он над ним работал.
#КультурныйПолюсТаруса
Выставка продлится до 20 октября 2024 года.