Найти в Дзене
Second Friend Store

Balenciaga до и после Демны Гвасалии

Оглавление

После того как Демна Гвасалия стал креативным директором Balenciaga, индустрия моды разделилась на два лагеря: одни считают его гением, пока другие уверены, что Кристобаль Баленсиага был бы в ужасе от того, что делает грузинской дизайнер. Такая разница во мнениях легко объяснима провокационными работами Демны, на первый взгляд, сменившего вектор Дома моды в сторону нормкора. Но так ли это на самом деле?

Команда ресейл-платформы Second Friend Store углубилась в историю, чтобы понять, насколько творческие методы и новаторство связывает дизайнеров.

Юный кутюрье

Родившийся в семье рыбака и швеи Баленсиага был отдан в подмастерья портному, когда Кристобалю было всего лишь 12 лет. В то время утонченный вкус будущего кутюрье восхитил Маркизу де Каса Торрес, которая считалась самой красивой женщиной в испанской Гетарии. Она стала покровительницей Кристобаля и помогла юноше получить образование закройщика.

К 1919 году Кристобаль был известен среди испанской аристократии как мастер по работе с тканями. В этом же году добрая слава дошла и до Франции, когда модельер Мадлен Вионне помогла открыть Баленсиаге собственное ателье в Сан-Себастьяне и позднее в Мадриде. Но из-за начавшейся в Испании гражданской войны Кристобаль мигрировал в Париж.

Новаторство + Париж = Balenciaga!

Кристобаль ушел от классических в XX веке силуэтов и начал экспериментировать с формами и тканями, создавая наряды, подходящие под любую женскую фигуру. Интересно, что Баленсиагу французские модницы полюбили не сразу, в то время как другие дизайнеры, например Кристиан Диор или Коко Шанель, называли Кристобаля «учителем». Смелость идей Дома моды восхищала и пугала одновременно.

-2

Дизайнер контролировал пошив буквального каждого изделия и терпеть не мог Prêt-à-porter (с франц. «Готовая одежда»). Баленсиага опасался, что мода может стать массовой, поэтому считал кутюр — исключительно верным направлением. Единственным исключением из этого правила стал эпизод, когда Кристобаль изготовил форму для стюардесс компании Air France.

«Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля» — Кристобаль Баленсиага
Платье-мешок и платье Baby-Doll
Платье-мешок и платье Baby-Doll

В период с 50-ых по 60-ые Баленсиага продолжал совершенствовать женскую одежду. Его имя стало известно уже на весь мир, а среди поклонниц бренда были Джеки Кеннеди, Бейб Пейли, Ава Гарденер и Глория Гиннес. Шляпы-подушки, платья-мешки и платья Baby-Doll — главные изобретения того периода.

Закрытие бренда и уход на пенсию

В 1968 году Кристобаль Баленсиага неожиданно объявил о закрытии всех бутиков во Франции и Испании. Опасения кутюрье превратились в реальность, ведь мода стала массовой. Даже Dior и Chanel, бренды которые так уважал Кристобаль, начали тиражировать готовую одежду.

Такое решение шокировало всех в индустрии. Например, светская львица Мона фон Бисмарк призналась: «Меня больше некому одевать!» Но Баленсиага был однозначен и решил уйти на пенсию, словно унеся кутюр за собой.

Баленсиага умер в 1972 году в родной Испании. Журнал Women's Wear Daily вполне правдиво объявил: «Король мертв». Спустя 18 лет компания Jacques Bogart SA выкупила права на бренд Balenciaga, и до 2015 года пост креативного директора сменили Мишель Гома, Николя Гескьер и Александр Ванг.

Демна Гвасалия и наследие Balenciaga

Сейчас, спустя почти 10 лет, сложно представить, с какими трудностями столкнулся грузинский дизайнер, возглавив бренд с вековой историей. Перед Демной стояла задача вернуть Balenciaga былое величие любой ценой, как минимум, потому что на кону компании стояли репутация Дома моды и огромные деньги. Но главная заслуга Гвасалии — возрождение кутюрного направления!

«Я твердо верю, что кутюр может спасти моду в ее современном виде!» — Демна Гвасалия в интервью Women's Wear Daily (2021)

В своей дебютной для Balenciaga коллекции Демна использовал архивные силуэты: платье Baby Doll превратились в кашемировые пальто, широкие плечи с платьев мимикрировали в объемные пуховики, встречались и сложные драпировки. Также Демна воссоздал последнюю работу Кристобаля — свадебное платье 1967 года.

Не только дань уважения создателю бренда была замечена в изделиях Гвасалии — Дизайнер тонко чувствует цифровое время, в котором мы существуем. Balenciaga стал, своего рода, мемом из-за абсурдных вещей: браслет в виде скотча, кроксы на каблуке, сумка-пакет, юбка-полотенце, платье-кольчуга, «горбатые» пиджаки — вы и без нас знаете, насколько этот список большой! Но если откинуть оценочные суждения, за такой одеждой стоит невероятная виральность. В 2022 году Time включил Balenciaga в «Топ 100 самых влиятельных компаний мира». Демна создает кутюрную моду, каждый раз бросая вызов общественности — такие инфоповоды, очевидно, идут лишь на руку компании.

Что в итоге?

Демну Гвасалию и Кристобаля Баленсиагу объединяет «чувство времени». Конечно, вера в кутюр выступает лейтмотивом создания моды для двух дизайнеров. Подобно тому, как Кристобаль разрушал стереотипы и силуэты одежды XX века, Демна делает из Balenciaga вечно актуальную тему для разговора — красиво, интересно и прогрессивно.

Можно долго спорить, что подумал бы сам Кристобаль о решениях преемника, но факт остается фактом: Демна Гвасалия вывел Balenciaga на новый уровень, сохранив наследие бренда и вписав свое имя в историю.

Вещи Balenciaga на ресейл-платформе SFS

В каталоге SFS есть позиции, которые были замечены на показах и в кампейнах Balenciaga. Вот три из них:

Другие лоты бренда Balenciaga – на secondfriendstore.ru.

Переходите на сайт и подписывайтесь на e-mail рассылку Second Friend Store — в ней мы рассказываем об обновлениях каталога и дарим скидку 5% на первый заказ!