Где-то примерно в 4-5 веках нашей эры на европейской части Евразии откуда ни возьмись появились славяне.
Догадки о происхождении славян бытуют самые разные, есть большое количество научных гипотез, но пока еще нет ни одной, которая бы смогла удовлетворить историков хотя бы процентов на пятьдесят.
Слышали, наверно, старый анекдот про то, как некий «интеллектуал» делился с друзьями впечатлением от увиденного фейерверка: сначала нифига, а потом как фигахнет — фигульки, фигульки, фигульки и снова нифига. Вот начало про появление славян примерно такое же — сначала никого, а потом славяне, славяне, славяне... А вот окончание другое — неизвестно откуда взявшие славяне присоединились к варварам и в охотку громили Римскую империю, гоняли франков, оттоптались на любимой мозоли германцев... Да, собственно, никого не обошли вниманием — в лучших традициях демократии осчастливили своими визитами каждый европейский народ, сыграли ключевую роль в разгроме Аварского каганата и успешно противостояли византийским войскам в многочисленных конфликтах.
И тогда, и сейчас европейцы говорили, что славяне таковы — дики и свирепы — из-за того, что живут в дремучих лесах, урманах да болотах. Ну и, судя по всему, вот там-то, в болотах, и самозародились славянские племена, оттуда и двинулись в Европу. Как сейчас принято говорить в просвещенном «европейском садочке» — происхождению славян нет других логичных объяснений.
А вообще, конечно, интересно, что славяне самозародились примерно в тот же период, когда император Константин в еще относительно крепкой Римской империи вводил христианство. А чуть больше чем через полтора века западная Римская империя пала под ударами варваров. И в рядах варваров вполне успешно сражались представители славянских племен. Ну тут понятно, что славяне сразу с оружием в руках появились и с какими-то полководческими талантами.
Откуда я все это взяла?
От Гельмольда
Был такой летописец, живший в двенадцатом веке (1120–1177 гг.) и написавший «Славянскую летопись». Он в этой летописи полян, знаете, как описывает? «Призванные в военный поход (...) храбры в бою, но чрезвычайно жестоки в грабежах и убийствах. Они не жалеют ни церквей, ни монастырей, ни кладбищ. Таким образом, они не могут быть вовлечены в войны, проводимые другими, как при условии, что им разрешено грабить имущество, находящееся под опекой святых мест. Отсюда также случается, что из-за жажды добычи они относятся к своим друзьям как к врагам».
А вот российская летопись, которая для отечественных историков святее, чем Библия для христиан, — «Повесть временных лет» — совершенно иной образ полян формирует, да еще говорит о полянах, как о русах.
Кстати, ПВЛ — не самостоятельное произведение, а копия «с редакторской правкой» более древней рукописи.
В общем, как бы то ни было, но ПВЛ — это непререкаемый авторитет для отечественной исторической науки, она описывает некоторые славянские племена, их расселение и нравы.
И вот что этот авторитетнейший источник повествует о замечательном племени полян «занеже в поле седяху», называя их русью «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» (по Лаврентьевскому списку). ПВЛ описывает полян, и другие славянские племена, которые были их соседями так: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.
Как думаете, кто «туман» на нравы славян наводит — Гельмольд или переписчики ПВЛ?