Музыкальный сентябрь — месяц особый. В городе проходят различные концерты под открытым небом, работают музыкальные клубы и независимые концертные площадки. Однако, помимо всего перечисленного, в сентябре после летнего перерыва начинают свой новый сезон филармонические и театральные сцены. На них в этот раз и предлагает обратить отдельное внимание музыкальный эксперт и продюсер Дмитрий Мильков.
9 сентября
Концертный зал Мариинского театра
Карл Орф. Кармина Бурана
Целиком сценическую кантату немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана» нельзя назвать сочинением, широко известным в России. Во всяком случае далеко не всякий (даже меломан) отреагирует сразу. Между тем кантата, бесспорно, заслуживает внимания: великолепная музыка, непростая и весьма противоречивая судьба как ее самой, так и автора, а также достойная отдельного разговора история влияния данного сочинения на западноевропейское искусство второй половины ХХ века. Есть что послушать, что узнать, о чем подумать. К тому же наиболее популярная часть кантаты «O Fortuna» («Фортуна — повелительница мира») весьма нередко звучит в самых разнообразных контекстах (кинофильмы, театральные постановки, многочисленные рекламные ролики). «O Fortuna» также имеет многочисленные кавер-версии (от версий «Enigma» и «Gregorian» до версии «Хора Турецкого»).
12 сентября
Екатерининское собрание
Камерный оркестр «Дивертисмент»
Великолепный петербургский камерный оркестр «Дивертисмент», руководимый Ильей Иоффом, открывает свой новый сезон проектом под хештегом «неформат». В программе предстоящего концерта Соната № 6 для струнных ре мажор («Буря») Джоаккино Россини. Начало XIX века. Италия. Первые неоперные опыты оперного гения. Далее Violin Phase Стива Райха. Программное сочинение культового минималиста, написанное им во второй половине 60-х годов ХХ века. Концерт продолжит музыкальная поэма «Изгнание» скрипача, композитора и дирижера Эжена Изаи. Начало прошлого века, Бельгия. И в заключение — Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор великого Иоганна Себастьяна Баха. Лично для меня программа звучит весьма убедительно и интригующе. Надо идти!
19 сентября
Эрмитажный театр
Пушкин глазами иностранцев
Поистине нетривиальную и очень остроумную идею реализует Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина (бывший театр «Мюзик-холл»), представляя на сцене Эрмитажного театра программу «Пушкин глазами иностранцев». Проект посвящен опере французского композитора Фроманталя Галеви «Пиковая дама», основанной на одноименной повести Пушкина, и опере итальянца Руджеро Леонкавалло «Цыгане», созданной на основе переведенного текста одноименной пушкинской поэмы.
Опера Галеви ранее не исполнялась в России. Перед нами своеобразная российская премьера с опозданием чуть ли не на 200 лет. При этом полностью опера представлена все же не будет. Подобно тому, как вольно перевел на французский пушкинскую повесть Проспер Мериме, Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина представляет скорее своеобразный иллюстрированный рассказ о произведении, премьера которого состоялась в конце 1850 года в Париже. «Цыгане» Леонкавалло также будут представлены весьма своеобразно. Авторами проекта заявлено состязание между цыганами из оперы Леонкавалло и из первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко», также написанной по поэме Пушкина. Обещано «внести в проект элемент иммерсивного театра и обеспечить полное погружение зрителей в атмосферу произведения».
21 сентября
Академическая капелла
Литературно-музыкальная композиция «Моцарт и Сальери»
Исполняемая на сцене Санкт-Петербургской капеллы литературно-музыкальная композиция «Моцарт и Сальери» основана на гениальном «Реквиеме» Вольфганга Амадея Моцарта и столь же гениальном литературном тексте Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии».
Посетить капеллу вполне можно с целью провести субботний вечер в одном из самых прекрасных концертных залов Санкт-Петербурга. Можно для того, чтобы еще раз насладиться и восхититься музыкой Моцарта. Чтобы еще раз услышать пушкинский текст, поразиться его поэтическому величию, задуматься о поднимаемых им вечных вопросах. Но можно и для того, чтобы встретиться с игрой двух великолепных актеров. Владимир Маликов — молодой талантливый актер, более шести лет играющий на сцене Александринки. Что до Мартона… Народный артист России Николай Сергеевич Мартон служит в Александринском вот уже 60 лет и сыграл на прославленной сцене более 90 ролей. В сентябре этого года Николаю Мартону исполняется 90 лет. Хотите собственными глазами увидеть чудо высочайшего актерского ремесла — приходите 21 сентября в капеллу.
29 сентября
Филармония, Большой зал
Курентзис и Малер. Симфония № 5
В Большой зале Санкт-Петербургской филармонии оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнит Пятую симфонию Густава Малера. Оркестр musicAeterna — один из сильнейших и интереснейших коллективов не только нашего города, но и страны в целом. В его составе блистательные музыканты, желанные в любом из лучших оркестров мира. Создатель и руководитель musicAeterna Теодор Курентзис — без сомнения, яркое явление мирового и российского дирижерского искусства. О нем спорят, его боготворят и много в чем обвиняют. Однако трудно поспорить, что Курентзис — один из тех, кто не позволяет сегодня сложить академическую музыку на полку для хранения вещей добротных, полезных, ладно скроенных, но мало актуальных в «новом сезоне». Густав Малер — бесспорная величина в европейской музыке конца XIX — начала XX века, один из самых исполняемых академических композиторов в мире. А написанная Малером в 1902 году и впервые исполненная в 1904 году Пятая симфония входит в число самых известных симфонических сочинений ХХ века. Так что есть много поводов 29 сентября быть в филармонии.
#этонадослышать