Основные вехи моей родословной по отцу…
О ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ 1921 ГОДА в Каркаралинске в своей статье «Аксарины» (газета «Заря коммунизма» от 8 мая 1990 года) спросил Андрея Александровича Аксарина краевед Юрий Григорьевич Попов:
«- А вы помните события тех страшных дней?
- Кое-что. Мы с отцом узнали, что бандиты забирают насильно людей для сопровождения. Тогда мы бежали в горы Кендара-ауыз. Там прятались…
Андрей Александрович в жизни испытал многое. Бродил с геологами по степи. Бурил скважины в каркаралинской степи, где рядом с ним трудились Ужеговы, Никулины, Рязанцевы. Был помощником шофёра у Николая Богатова. Торили с ним дорогу на Кзыл-Эспе, где их встречал длинноусый серб Гаврила Блазнавац.
Женился Андрей Александрович на Евдокии Терёхиной в 1926 году. Родители быстро договорились на Куяндинской ярмарке. С тех пор всегда вместе, растили 9 детей.
Почти десять лет, до 1937 года, служил Аксарин в милиции. Это на его глазах проходили тогда волнения против насильственной коллективизации. Уже не секрет, что в 1930 и 1931 годах вооружённые отряды недовольных казахов собирались в горах Чингизтау, Кент, Кзылрай.
- Большое дело было под Актогаем, – сказал Андрей Александрович. Но продолжать далее не стал: то ли забыл, то ли вспомнил, что об этом как-то не принято вслух говорить. Но некоторых своих сослуживцев по Каркаралинской милиции назвал. Это Мурзатаев, Нурмагамбетов, Баймухан из рода Кудайберлы, Тулембетов, Жаров, Адамов.
С 30 марта стал Аксарин работником лесхоза. Прошёл школу пожарника, потом – лесника. В 1943 году забрали его в трудармию. Охранял в Караганде склад на одной из шахт. А обязанности лесника взяла жена и добросовестно вела дело до возвращения мужа.
Тётя Дуся принесла из соседней комнаты медаль.
- Вот, награждён Андрей за хороший труд в тылу.
- Ну, а где ваши отличия? – к слову спросил я.
- Мои-то, сынок, награды – дети. Я ведь мать-героиня. Пенсию не получаю, стажу не хватает. Кормит старик на свои восемьдесят рублей…
- Ладно, проживём уж как-нибудь, – отрезал глава семьи. – Дай лучше я про Богдана Ильича Ясенецкого доброе слово скажу…
Я записал следующее.
- Богдан Ильич – волшебник. Ему бог большой разум дал. Одно время сердцем я стал мучиться. По докторам зачастил. Но улучшения не наступало. Пришёл к Богдану Ильичу. Он велел таблетки выбросить в ведро. Уколы одобрил. И велел воду пить из колодца у лесхоза. “Целебную силу та вода имеет“, – сказал. С той воды я как Илья Муромец поднялся…
Андрей Александрович только в 78 лет оставил службу. Среди его наград – все три значка: десять, двадцать и тридцать лет службы в лесной охране СССР.
Поговорили и о зверях. Кабаны, архары, волки, рыси… Не трогал их Аксарин. «Соседи это мои были, а с ними жить надо в дружбе».
Прощались во дворе. Андрей Александрович, прихрамывая, проводил до калитки. Из-под форменной фуражки стража лесов вился седой непокорный чуб, искрились голубые глаза.
- Ну, бывай!
Я пожал руку одному из последних каркаралинских казаков, и мы разошлись».
Через год после встречи с краеведом Ю.Г. Поповым, 13 августа 1990 года, Андрей Александрович Аксарин, 1904 г.р., скончался, прожив, таким образом, 86 лет…
P.S. Когда приходил в гости к бабушке с дедушкой (Николай Александрович Аксарин, 1900 года рождения, – старший брат Андрея Александровича) – а жили они в Каркаралинске на улице Заречной (позже – Бекметова), дом № 5 – на обратном пути в свой ПМКовский край (это на противоположном конце города) обязательно заглядывал «на огонёк» и к дедушке Андрею с бабушкой Дусей.
Андрей Александрович встречал, сидя на лавке у окна, своей неизменной присказкой:
- Ой-бай, Дуся, у нас гости…
При этом неизменно подкручивал пальцами свои лихие казачьи усы.
Из соседней комнаты неслышно выходила баба Дуся и доставала из кухонного буфета: когда – пряник, когда – конфету:
- Вот, внучок, угощайся…
Это был у нас, своего рода, ритуал…
Продолжение следует…