Найти тему

Императорский путевой дворец - жемчужина Тверской области

В г. Тверь располагается уникальный памятник русского зодчества второй половины 18-19 веков. Императорский путевой дворец был построен для императрицы Екатерины II в 1763-1778 годах по проекту П.Р.Никитина. За более чем двухвековую историю он неоднократно менял свой облик.

-2

В 1763 году в Твери случился большой пожар, уничтоживший постройки Тверского Кремля и всю деревянную часть города. И уже через неделю императрица подписывает указ о восстановлении города, а русский зодчий Петр Романович Никитин представляет новый план города. Вскоре на месте сгоревшего архиерейского дома начинается возведение дворца. С момента проектирования сразу предполагалось возможность проведения светских публичных мероприятий. И 30 апреля 1767 года в новом парадном зале состоялся первый императорский прием для «знатных персон».

-3

24 ноября 1778 года в день тезоименитства императрицы Екатерины Великой Тверским владыкой Арсением Верещагиным была освящена дворцовая церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины. Эта дата считается временем завершения строительства дворца, который приобретает статус императорского.

Следующим этапом перестройки дворца является 1809 год, когда зодчий Карл Иванович Росси начинает работы по реконструкции Дворца в стиле русского ампира по проектам, утвержденным лично Александром I, который преподнес дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Великой Княгине Екатерине Павловне.

-4

В 1864 году по приказу императора Александра II архитектор Александр Иванович Резанов проводит масштабную реставрацию Дворца, отделывая его в стиле Людовика XVI. Также во дворце появляются новые интерьеры – Гербовый зал. Для его украшения художник Павел Петрович Кох пишет 12 гербов уездных городов Тверской губернии.

-5

В Белом зале Тверского императорского дворца в начале Первой мировой войны разместилась мастерская по пошиву вещей на нужды фронта. В ней трудилось 60 дам высшего общества. В 1915 году Тверь посещал Николай II.

-6

В октябре 1917 года председатель Тверского революционного комитета А.П. Вагжанов с балкона Тверского императорского Дворца провозгласил Власть Советов и здание было национализировано и переименовано в «Народный дом». Но Западное крыло сохранилось в качестве музея.

-7

В 1929 году в бывшей дворцовой церкви открыта экспозиция произведений русского и зарубежного искусства, которые позже составили основу Тверской областной картинной галереи. А в 1937 году картинная галерея стала самостоятельным музеем.

-8

В 1941 году во время оккупации города в результате страшных пожаров были утрачены все исторические интерьеры здания. В здании размещался немецкий штаб и при отступлении войск все, за исключением части правого крыла, было сожжено. С 1942 по 1946 гг. над проектом восстановления Дворца работают московские архитекторы И.Е. Бондаренко и Н.Я. Колли.

-9

В 1995 году снова появляется необходимость восстановления здания и начинаются поиски средств для реставрации Тверского императорского дворца. В 2012 году была осуществлена научная реставрация Тверского императорского дворца.

Тверская областная картинная галерея расположена по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Стоимость билетов: взрослый -350р., до 16 лет бесплатно, студенты и школьники старше 16 - 150р. Также есть билеты в Дворцовый сад и оранжерею.

В галерее представлены иконы Тверской школы 14-16 веков, уникальные тверские фрески 15-16 веков, портреты 18-19 веков, работ А. Венецианова и художников его школы, пейзажная живопись рубежа XIX -XX вв. (И. Левитан, С. Жуковский, К. Коровин, И. Грабарь, А. Рылов, А. Степанов, В. Бялыницкий-Бируля и др.), произведения Валентина Серова. Также представлены произведения живописи, скульптуры, графики и гравюры итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и др. школ 16-20 веков. Разнообразен раздел декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс России. В общем посмотреть любопытно.

На первом этаже в гардеробе есть небольшие шкафчики с ключом для сумок и рюкзаков.  Очень удобно. Осмотр тоже начинается с первого этажа.

Наиболее значимая картина в коллекции французского искусства в галерее. Клод Жозеф Верне «Пейзаж на заходе солнца»
Наиболее значимая картина в коллекции французского искусства в галерее. Клод Жозеф Верне «Пейзаж на заходе солнца»

И. К. Айвазовский
И. К. Айвазовский

В собрании Галереи хранится коллекция западно-европейского фарфора. В том числе произведения фарфоровой мануфактуры (Германия). Мейсен первым в Европе стал производить твердын белоснежный фарфор. Часть коллекции расположилась в бывшей Буфетной Тверского Императорского дворца.

-12

В центре зала скульптура «Портной на козле», созданную И. И. Кендлером, главным модельном Мейсенской мануфактуры. На полках шкафа и в горках предметы знаменитых столовых сервизов. На стенах представлены редких образцов канделябры.

-13

К. Е. Маковский, Портрет детей художника.
К. Е. Маковский, Портрет детей художника.

Далее идеи к Гербовому залу. У входа красивая изразцовая печь

-15

Первоначально комната состояла из двух отдельных комнат. Но при реконструкции дворца в 1809 году архитектор Росси соединил их в большую столовую. Стены отделали малиновым штофом и зеркальными панелями. В торце появилось венецианское окно. В 1864 году комната была снова переделана и превращена в зал для приемов. Архитектор Резанов в оформлении использовал приемы национальной архитектура, стулья в русском стиле, печь, раскрашенную под изразцы. На стенах появились геральдические щиты.

-16

После восстановления Дворца, разрушенного во время войны, на месте гербового зала вновь появились две комнаты, а окно заложили. Но после реставрации в 2015 году залу вновь вернули прежний облик, приближенный к «резановскому».

-17

-18

-19

Главное помещение Дворца - Белый зал. При Екатерине II здесь проходили торжественные приемы. Некоторое время зал именовался Тронным.

-20

Во время переделки 1809 года зал приобрел классицистический облик, близкий к нынешнему. Зал стал именоваться Белым по цвету стен.

-21

При перестройке зала Резановым в облик зала включались элементы стиля Людовика 16. В 1915 году в этом зале светские дамы изготавливали белье для нужд фронта.

При восстановлении дворца после ВОВ зал бы воссоздан условно в стиле русского классицизма. И только в 2015 году залу был возвращен исторический облик.

-22

Голубая гостиная являлась промежуточной зоной между личными покоями и светскими. Именно через двери гостиной императрица выходила к подданным.

-23

-24

Кабинет Великой Княгини Екатерины Павловны. Комната располагалась рядом с опочивальней Екатерины II. Нередко она играла здесь в карты или шахматы перед сном.

-25

После реконструкции 1809 годы здесь располагался кабинет Екатерины Павловны. После ее отъезда в 1812 году кабинет стал просто «угловой комнатой».

-26

-27

В других помещения представлены собственно картины. Размещу только фотографии некоторых

-28

-29

-30

-31

-32

Из здания Дворца можно пройти в сад и оранжерею.

-33

Территория сада совсем небольшая, но ухоженная и уютная.

-34

-35

-36

-37

-38

В отдельном здании находится оранжерея (вход платный). Но на улице была жара, поэтому мы не решились греться еще больше.

Итог. Музей очень понравился! Здесь интересны не только картины, коллекция фарфора и мебель, но и интерьеры. Поэтому к посещению рекомендую!