Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Президент В.В. Путин обратил внимание на денежно-кредитную политику (29.08.2024)

Текст Сергея Копылова, соавтора книги "Экономика для тех, у кого есть будущее"

#экономика
Высокая инфляция (рост цен) — зло, очевидное всем. Поддержание стабильности рубля как средства платежей и обращения — основная конституционная функция Банка России. Инфляция же сильно мешает рублю выполнять эту функцию, подрывая производство, особенно высокотехнологичное, с длинными производственными цепочками.

Но иногда лекарство хуже болезни. Подходы Банка России к борьбе с инфляцией отдают однобокостью. Единственным инструментом считается установление процентных ставок по кредитам и депозитам. Их повышение приводит к удорожанию кредитования и в конечном эффекте, согласно распространённым учебникам экономики, — к снижению спроса. Экономисты, авторы этих учебников, не любят содержательно обсуждать ни предложение (считается, что оно невидимой рукой рынка подстроится под ожидания), ни разнообразие народного хозяйства. Более того, теория подразумевает небольшие и медленные изменения процентных ставок [судя по отсутствию учета обратных связей и скорости адаптации, всё в этих теориях ещё хуже - АШ.], а Банк России на практике их повышает сильно и истерически (нынешние 20% годовых — это изъятие 1/5 базовой ценности, создаваемой в производстве, и это катастрофически много! [кредиты сейчас в основном берут на оборотку - АШ.]).

В итоге процентные ставки не зависят ни от передела (конечный спрос, инвестиционный спрос, промежуточный спрос), ни от отрасли, ни от факторов, определяющих инфляцию в реальности (доля импорта и валютный курс и пр.). Отчасти это компенсирует правительство через "финансовые костыли" специального бюджетного финансирования, компенсации процентных ставок по кредитам в рамках разнообразных проектов развития и пр. Тем самым, масштаб хаоса нарастает, а эффективность механизмов финансовой системы подрывается (на это обращают внимание даже руководители промышленности, например, К. В. Бабкин). И самое главное, на что обратил Президент, высокие процентные ставки угнетают не только спрос, но и предложение (см. абзац 16).

Повышение процентных ставок создаёт ценовые накрутки в производственных цепочках, и чем сложнее цепочка, тем выше окажется такая накрутка в силу механизмов "сложного процента", геометрической прогрессии (на это обращал внимание ещё Адам Смит). Самое курьёзное (для политики Банка России), что расходы по кредитам, растущие из-за повышения процентных ставок, производители компенсируют последующим повышением конечных отпускных цен. Это легко заметить по статистике [пока не поймут, что финансы - среда, так и будут ...]. Всплески помесячной инфляции совпадают с повышением ключевой ставки Банка России. Рост процентных ставок на 1% годовых в период с 2011 по середину 2022 года оборачивался всплеском помесячной инфляции в следующий месяц в среднем на 2,5% годовых. То есть, лекарство усиливает приступ болезни. На этот эффект также обратил внимание Президент (абзац 17).

Многое можно сказать и о теории инфляционного таргетирования. И о том, как повышение процентных ставок провоцирует банкротства. Но это — предмет не короткой заметки, а целой книги. Ясно одно, подходы нынешнего ЦБ к денежно-кредитной, макропруденциальной и валютной политикам не адекватны стране, стремящейся "развивать ... собственные передовые технологии" (Послание Президента Федеральному Собранию).

[И, да, есть десятки кнопок и рычагов для настройки и управления монетарной системой, но если использовать лишь один, результат будет ... сказочный...))]

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3882

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей