В экономике существует понятие асимметрии информации. В своей основе это неравномерное владение данными сторонами сделки. Между тем, асимметрия информации влияет не только на экономические решения и поступки людей.
Приведу несколько бытовых примеров асимметрии информации. Сокрытие информации из-за личной выгоды продавца или сервисного работника, входящее в противоречие с интересами клиента - это называется “конфликтом интересов”.
- Рынок недвижимости: Агенты могут скрывать информацию о предлагаемом объекте, поведении соседей, перспективах использования окружающих участков, планах городских властей по развитию территории.
- Страховой рынок: Продавец страховых продуктов, пользуясь незнанием клиентов относительно нюансов различных программ страхования, предлагает заведомо ненужные опции для увеличения общей стоимости и соответственно собственных комиссий.
- Фармацевтика: На вопрос покупателя о рекомендуемом лекарстве предложение фармацевтом более дорогих препаратов, без какой-либо добавленной полезности для покупателя, но тех, с которых продавец получает бонус, премию от производителя.
- Фондовый рынок: Канонический пример из фильмов “Волк с Уолл-стрит” и “Бойлерная”, когда доверчивому покупателю предлагают мусорные акции, заведомо вводя его в заблуждение относительно перспектив компании.
Конфликт интересов и асимметрия информации у сторон сделки - причина манипуляций и повседневных бытовых обманов. Проявления асимметрии информации встречаются ежедневно в межличностном взаимодействии, на семейном уровне, в учебных заведениях, на работе, в бизнесе, и конечно же - в политике.
Информационная асимметрия в бизнесе - это в целом стандартное явление. В финансовой индустрии в пределе это вызывает инсайдерскую торговлю и преследуется регуляторами. В производственных отраслях - промышленный шпионаж.
В целом, успешные инвесторы всегда и везде пользуются асимметрией информации. Как минимум, в части сбора публичных данных, формировании более качественных выводов (банально наймом лучших кадров, а также за счет использования алгоритмов и машинного обучения), скорости реакции - проведения торгов на основе аналитики, сделанной раньше большинства участников рынка.
Технологическое преимущество, которое ведет к естественной асимметрии, имеет накопительный эффект. Это похоже на эволюционное превосходство одни видов перед другими, если сравнить тенденции в бизнесе с природными аналогами.
В бизнесе, да и между странами, на протяжении всей истории шла конкуренция за ресурсы. Победителями становились более предприимчивые, гибкие (agile), технологичные, административно более расторопные, и соответственно - более эффективные. На этом пути часто применялись нелинейные решения и “обходные пути”. Технологический промышленный шпионаж помогал справиться с асимметрией информации у компаний и государств.
Общество борется с асимметрией информации. Два самых распространенных способа - регулирование и социальный PR (он же - пропаганда). Вводятся новые правила по раскрытию состава товара и отображению на упаковке, обязательном информировании о полной стоимости (например, в кредитовании), ответственность за дезинформацию в рекламе. С другой стороны - растет запрос на справедливость, и как следствие - требование общества к морально-этической стороне ведения бизнеса.
Знание и ощущение принципов асимметрии информации необходимо для учета ее значения в принятии решений. В таком случае человек оценивает поступающие предложения на основе потенциальной заинтересованности и соответственно возможных конфликтов интересов предлагающих сторон.
***