У человечества очень сильно засела в голове одна преинтересная идея, которую, несмотря на всю ее нелепость и нелогичность, выкинуть ну никак не получается. Дело привычки. Вот вспомните, сколько нам всего красивого и интересного порассказали за прошедшие века и даже тысячелетия: о благородстве, чести, достоинстве - как напрямую связанных качествах со знатными (благородными) людьми. То есть с аристократами, дворянами, рыцарями, самураями, раджами и прочими баями. По сути вся эта красивая идиллия не только про благородных рыцарей и их честь старательно защищаемую мечами, но и сама идея благородства, возвышенное понятие чести, и все такое прочее, и были придуманы этими самым "благородными" личностями. Да, собственно, "благородство", то есть черты присущие "благородному". А кто есть такой "благородный"? Принадлежащий "благому роду". Роду наделенному благом, благодатью? Или роду владеющему благами недоступными другим? А почему недоступными? Вот тут и самый интересный вопрос!
Все эти баллада и сказания, восхвалявшие благородного рыцаря или не менее благородного самурая, чудо-богатыря или древнегреческого героя, по сути, не более чем хвалебные оды сочиненные для восхваления реально существовавшего "крутого перца" или выдуманного предка более поздних "крутых перцев" , превратые, преувеличенные, раздутые сказки про то, как он пришел и всех победил, ни абы кого (другого такого же махателя мечом, хотя таких тоже пачками ложил), а прям дракона, Змея Горыныча или гидру лернейскую. Одним словом, самый сильный бойтесь выступать против, а то всех "победю". Не просто самый сильный, который всем "наваляет", а несомненно "правильный", поступающий мудро и во имя благих благородных целей, непременно защитник обиженных, сирых, и убогих, и борец за справедливость (ну как минимум в его понимании что такое справедливость) - вся эта красота рассказывалась не просто так. И появилась она задолго до рыцарей в блестящих доспехах на ретивых конях, появилась она тогда, когда появился сам принцип аристократии. А что есть аристократия, без похвалы, преувеличений и красивых баек про благородство и самопожертвование во имя высших идеалов?
"Благородные" возникали в хаосе межплеменных разборок и грызни за территории и контроль над "холопами-смердами", с которых можно подати собирать. Основная суть и роль аристократии - это военная структура, которая "обеспечивает защиту" простолюдинам, подвластным (контролируемым) оной, за что собирает подати "на содержание армии", ну и на прочие пиры и разные там позолоты на доспехах. Причем неважно, выделилась аристократия из собственного племени как кучка дружинников вокруг князя (графа, ярла, сёгуна) начавшая собирать подати со своих же единоплеменцев для их "защиты" от других грабителей, или пришла кучка "Благородных" со стороны, стукнули мечом по воротам посёлка крестьянского и сказали: "Мы теперь вас доим защищаем". А дальше все просто: "Это моя корова и я ее дою и только я" - а конкурентов караем самым жёстким образом. Ну и уже потом сие занятие нужно было "облагородить", то бишь красиво разрисовать. Господин не просто грабитель крестьян, а именно защитник, он не просто с большим мечом ходит, а отличается от "смерда" чуть ли не так же как смертный от небожителя, у него и кровь "голубая", а не красная, и манеры изысканные, и честь, которой у холопа быть не может, и прочая, и прочая...
Но давайте-ка взглянем немножко на времена более близкие к нашим. Посмотрим на девяностые, которое сейчас многие с ужасом вспоминают изображают. Помните, тогда везде куда не сунься "рулили" так называемые "братки", то есть бандиты? Самое распространённое занятие этих самых "братков" было что? Рэкет. Что это такое простыми словами? Вот есть какой-то "коммерс", кто чем-то занимается, что-то производит или торгует, ну в общем деньги у него есть более-менее. Приходит к нему кто-то из Братков и говорит. Мол, я тебя "крышую" - ты мне платишь, защищу тебя от всяких невзгод и проблем. Ну прям благородный рыцарь явившийся крестьянам с предложением "закрыть своим щитом от бедствий и тягот". Под бедствиями и тяготами, впрочем, подразумевается такой же "наезд" со стороны других братков, или чаще всего собственноручно организованные бедствия, в случае если "артачиться" начал. Возгордился "коммерс" платить не захотел? Магазинчик подожгли, самого в темном переулке (а то и прям посреди улицы" побили, хорошо если не убили). И чем отличается благородный рыцарь? Пришли за податью в поселок холопы ноют, что неурожай и собрали зерна мало, а мяса и сами не видят толком? Сжечь пару домов, высечь пару крестьян, чтоб не повадно было, а самым строптивым голову мечом снести.
Конечно, позже стали облагораживать такое поведение, делать из себя защитников и красотой все припудривать. Могли и дать зерна из запасов в случае неурожая, чтобы поднялись, могли и пожалеть "сирых и убогих". И от налетов соседнего барона защищали не щадя живота своего, а коль соседский барон поджег дома и поля потоптал, мол, и скидочку дать на подать, мол, окрепните (если есть еще другие посёлки, которое обдирать можно без зазрения совести).
Не так ли вели себя и "Братки " в девяностые? "Паханы", ну или как бы их там величали, тоже строили "красивую картину" в стиле "государство вам не поможет, придёте ко мне я вам помогу". Давали денег (не говоря уж про взаймы под проценты) даже просто так, чтобы продемонстрировать свою "заботу" некоторым. Покровительственно хлопали по плечу и обещали защитить и уберечь от всех чужаков, все "разрулить". Прям очень мелкую сошку не трогали (толку не было) и с "соседними баронами" выясняли "чья корова" на "стрелках", где многие и полегли не хуже рыцарей на полях сражений.
И вся-то суть, что бандитов времен девяностых, что "благородных дворян", начиная с времен шумерских городов и заканчивая временем, когда "коммерсы" оттесни дворян от руля власти, одна борьба между собой за право контроля и обложения поборами возобновляемых ресурсов в виде крестьянских поселков или коммерческих организаций, не суть важно. И методы одни - террор сопротивляющихся и демонстрация "защиты и благородного отношения, оказания помощи" лояльным и готовым платить с поклоном и "проявлением уважения".
Именно эта бандитская схема принуждения и притеснения, запугивания слабых стала основой формирования аристократического слоя и его отношения к "простолюдинам". И именно суть аристократических "государств" стала основой государственности как таковой, отличавшаяся лишь централизацией "дворянской" изначально структуры и ставшей выборной, но сохранившей по сути те же принципы потом. По факту попытка "возрождения "дворянства" на местах" в виде "братков" была в период ослабления центральной структуры, которая окрепнув тут же "съела" мелких конкурентов претендовавших на "законную корову" государства.
Другие мои ресурсы:
Сайт движения "Вечевая Республика"
Сайт правозащитного фонда ФППД "Факел Свободы"
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :