Творчество Ильи Ефимовича Репина – одно из самых значительных и ярких явлений русской художественной культуры второй половины XIX столетия.
Картины Ильи Репина в Третьяковской галерее
Третьяковской галерее принадлежит более 150 живописных работ Ильи Репина, а также обширное собрание рисунков, акварелей, пастелей. Эта коллекция представляет все периоды творчества художника, но ядро и гордость ее составляет произведения 1870-1890-х годов, лучшее, что создано большим мастером.
Начало коллекции было положено основателем галереи Павлом Третьяковым, с которым Репина около трех десятилетий связывала искренняя дружба. Именно Третьяковым были приобретены самые значительные произведения великого мастера.
Замысел исторических картин
Московская жизнь Репина была тесно связана с друзьями-художниками Поленовым, Васнецовым, Суриковым, каждый из которых был увлечен русской историей. Общение с ними вызвали у Репина интерес к событиям далекого прошлого. Замысел трех его исторических картин «Царевна Софья», «Запорожцы», «Иван Грозный» - связан с московскими впечатлениями.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
В Третьяковской галерее находится эскиз, который по мастерству исполнения, завершенности замысла считают одним из вариантов картины (сама картина «Запорожцы» находится в Русском музее). Репин изображает запорожцев за сочинением глумливого письма султану Махмуду IV, предлагавшему казакам перейти к нему на службу. Раскаты смеха разносятся над степью.
Иван Грозный
Картина «Иван Грозный» самая значительная картина Репина из трех исторических картин. Главная её мысль – нечаянность убийства Грозным сына и раскаяние в содеянном. Изображение царя-убийцы встревожило придворные круги и было воспринято как обличение царизма. На картину наложили запрет, сняли с выставки. Третьякову, купившему полотно, в течение нескольких месяцев запрещено было показывать его публике.
Товарищество передвижников
В 1878 году Илья Репин стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В московские годы упрочилось положение Репина как ведущего русского художника. Не существовало таких сюжетов, которые были бы ему не по плечу. На каждой выставке передвижников появлялись его произведения – портреты, картины из современной жизни или исторические полотна.
Закончив большую картину «Бурлаки на Волге» (1870 год), Репин не сразу расстался с взволновавшей его темой, о чем свидетельствует ее вариант – «Бурлаки, идущие в брод».
Московский период жизни Репина завершился в 1882 году – осенью художник переехал в Петербург. 1880е годы – время полного раскрытия возможностей Репина-живописца. Он успешно завершает полотно «Крестный ход в Курской губернии».
Крестный ход в Курской губернии
«Крестный ход в Курской губернии» - это грандиозное по своей значимости полотно является не только центральной работой в творчестве Репина, но и одним из самых серьёзных и глубоких в русской живописи второй половины XIX века. С момента появления картины на выставке передвижников в 1883 году, она стала восприниматься важнейшим явлением русской художественной жизни.
Портретный жанр Ильи Репина
Павел Третьяков делает Репину первые заказы на портреты для создававшейся портретной галереи русских писателей, художников, музыкантов. Благодаря заказам Третьякова были созданы портреты писателей Тургенева, Толстого, Писемского, поэта Фета, композиторов Рубинштейна, Глинки, Кюи, художников Поленова, Кардовского, историка Забелина, актрисы Стрепетовой и многие другие. Самый значимый в творчестве Ильи Репина – портрет Модеста Мусоргского. Портрет был написан за четыре дня в больничной палате военного госпиталя в Санкт-Петербурге, где умирал Модест Мусоргский. Репин остро переживал уход великого композитора. Художник изображает Мусоргского в простом больничном халате, с растрепанными волосами и взглядом, исполненным печали и мудрости. Эта работа Репина – вершина русского портретного искусства. Портрет всегда оставался любимым жанром художника.
Третьяков считал Репина самым талантливым русским художником, умевшим отразить в искусстве важные стороны жизни, а в портретах передать душевные состояния человека.
Не ждали
Произведение «Не ждали» публика приняла восторженно. В комнату небогатой семьи входит человек, которого много лет здесь не было и которого никто уже не ждал из далекой ссылки. Это полотно Репин писал на даче под Петербургом, позировали ему члены семьи и знакомые. Впервые он создавал картину прямо с натуры, без предварительных эскизов.
Живописные образы Империи
Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада Империи «Приём волостных старшин Александром IIIво дворе Петровского дворца в Москве», «Портрет Николая II», «Заседание Государственного Совета».
Произведения Ильи Репина в Русском музее
Первая ироничная работа Репина
«Подготовка к экзамену» - первая значительная ироничная и озорная работа Репина. В ней изображены двое молодых художников, «активно» готовящихся к экзаменам. Один из них дремлет на кровати, а другой через окно общается с барышней и посылает ей воздушный поцелуй.
Бурлаки на Волге
Задумав картину «Бурлаки на Волге», летом 1870 года Репин поехал на Волгу. Он ходил с партиями бурлаков, видел, как тянут они тяжелые баржи, вел долгие разговоры во время отдыха у костра. Художника эти люди привлекали своими сильными характерами, знанием жизни, мудростью, достоинством, с которым они выносили все тяготы судьбы.
Воскрешение дочери Иаира
«Воскрешение дочери Иаира» - монументальное полотно, в котором нашли отражение все академические требования и личные переживания художника. За эту работу Илья Репин получил большую золотую медаль, звание художника первой степени и право на шестилетнюю бесплатную поездку за границу.
С а д к о
В качестве отчета перед Академией художеств за заграничную поездку Репин написал картину «Садко», за которую получил звание академика.
Запорожцы
Над запорожской темой Илья Репин работал более полутора десятков лет, он не хотел с нею расставаться, здесь выразилась его вера в могучие возможности народа.
Торжественное заседание Государственного Совета
Громадный жизненный опыт, вся мощь мастерства Репина проявились в работе, связанной с ответственным официальным заказом в 1901 году. Ему было предложено изобразить Заседание членов Государственного Совета по случаю 100-летия со дня его учреждения. Через три года картина была завершена. Работая над грандиозным по размеру полотном, который включал 80 портретных изображений, Репин исполнил более сотни этюдов.
Академия. Пенаты
С 1894 по 1903 год Репин преподавал в Академии художеств. В его мастерской занимались Кустодиев, Бродский, Грабарь и многие другие в будущем знаменитые художники. В 1899 году недалеко от Петербурга, в дачном поселке Куоккала, Репин купил участок земли, выстроил дом, названный им «Пенаты», и три последних десятилетия жил там постоянно. В 1918 году через поселок прошла граница между Советской Россией и Финляндией. «Пенаты» остались на финской территории. Репин прожил большую жизнь, много трудился, безгранично был предан искусству. Он умер в 1930 году в возрасте 86 лет.
Третьяковская галерея и Русский музей по праву гордятся принадлежавшим им собраниям произведений русского художника-портретиста, мастера бытовых и исторических сцен Ильи Ефимовича Репина.
Не пропускайте публикации! Впереди много интересного!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзене - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко