На фоне масштабного вторжения ВСУ в Курскую область российское наступление в Донбассе не только не замедлилось, но и, наоборот, значительно ускорилось. Эксперты по обе стороны океана пытаются разобраться в этих неожиданно странных решениях командования: это продуманный стратегический ход или проявление явной некомпетентности?
Военный обозреватель Forbes Дэвид Экс отметил, что одно из наиболее распространённых объяснений украинской стратегии заключается в том, что вторжение в Курскую область должно было отвлечь российские войска с востока Украины, тем самым снизив давление на Покровск. Если это действительно была цель, то план оказался неудачным.
Аналитики подчеркивают, что Покровск имеет стратегическое значение для фронта в Донецке. Этот город, население которого до начала конфликта составляло 60 тысяч человек, является важным транспортным узлом. Если российские войска захватят контроль над Покровском, ВСУ окажется в сложной ситуации с удержанием оборонительных позиций как на севере, так и на юге. Кроме того, в Киеве опасаются, что потеря Покровска может открыть российским силам путь к Днепропетровску и Запорожью.
Вот только оборона Покровска создает впечатление неожиданно слабой. Украинские наблюдатели говорят о "оперативном кризисе", отмечая, что российские войска за несколько недель преодолели расстояние, на которое раньше тратили почти год. Каждый день российский флаг поднимается над новым населённым пунктом на этом направлении. После вторжения ВСУ в Курскую область темп наступления на Покровск не только не замедлился, но и стал ещё более интенсивным, подчеркивает экс-советник.
Главной проблемой ВСУ является острая нехватка личного состава. Народный депутат Верховной рады Марьяна Безуглая недавно посетила Селидово, где уже идут бои. Прогулявшись по окопам, она отметила, что не наткнулась ни на мины, ни на бойцов территориальной обороны. В хорошо укрепленных позициях её внимание привлекли лишь "единичные насекомые", что свидетельствует о недостатке людей.
Андрусив также подчеркивает, что хотя укрепления существуют, защитников не хватает. По его словам, дефицит настолько велик, что даже пилоты FPV-дронов вынуждены переквалифицироваться и защищать окопы. Он также упоминает, что украинская армия испытывает серьёзные проблемы с обеспечением снарядами.
Обозреватель Forbes отмечает, что число бригад, защищающих Покровск, примерно в два раза меньше, чем у российских войск. Без дополнительной помощи украинские военные могут сдать город в ближайшее время. Вот только бригады эти брошены на Курск
Андрусив также поднимает вопрос о проблемах в управлении войсками, отмечая, что на передовой под Покровском наблюдались значительные публичные конфликты. Командиры старой школы подвергались критике от украинских националистов за военные неудачи, которые требовали их замены на более молодых офицеров. Однако он считает, что текущие проблемы настолько серьезны, что кадровые изменения не смогут решить ситуацию.
Безуглая возлагает вину на высшее командование за проведение необоснованных ротаций. По её словам, россияне смогли захватить Новогродовку, ранее насчитывавшую 20 тысяч человек, всего за несколько дней, поскольку окопы вокруг города были пустыми.
Быстрое продвижение российских войск к Покровску породило разговоры о возможном "хитром плане" главнокомандующего ВСУ Александра Сырского. Андрусив намекает на то, что растягивание коммуникаций может быть частью некоего стратегического замысла, предполагающего внезапный удар по наступающим.
Необычайно быстрое продвижение россиян на Покровск вызывает разговоры о "хитром плане" главкома ВСУ Александра Сырского. Андрусив намекает на возможность "определенного замысла" — мол, растягивание коммуникаций грозит наступающим внезапным ударом.
Безуглая полагает, что Сырский переводит войну на уровень маневров, характерных для Второй мировой войны, где на кону – целые регионы. Она задаётся вопросом о стоимости и перспективах этой стратегии, отмечая, что у Сырского, вероятно, нет ясных ответов на эти вопросы. По её мнению, это игра на «пан или пропал».
На Западе также пытаются понять причины необычных решений украинского командования, таких как бегство из Донбасса и наступление в Курскую область. Автор британского издания The Telegraph рассуждает о том, станет ли операция в Курской области выдающимся стратегическим шагом, который изменит ход событий, или же последней крупной ошибкой. Он подчеркивает, что исход конфликта определит, как Александр Сырский войдет в историю — как выдающийся генерал или как жестокий «мясник».
Кроме того, действия Сырского уже имеют важное последствие. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что после событий в Курской области обсуждения о переговорах с Киевом больше не представляются актуальными.