Найти тему
РОСГОД – Россия. Годы. Дни.

Зачем у нас пытаются возвращать атрибуты СССР: пионерию, систему образования, школьную форму

Вряд ли наши власти соскучились по СССР и традициям советского времени. И, тем не менее, идеи вернуть из советского прошлого то одно, то другое, рождаются и озвучиваются «наверху» всё чаще. Что-то даже реализуется, но вот что интересно – не совсем работает.

Не работает в том смысле, что смысла в работе того или иного проекта не усматривается. Не работает в современных условиях «калька» с созданных в Советском Союзе инструментов объединения и мотивации трудового народа к развитию нации и страны.

Плакат СССР (иллюстрация из открытых источников)
Плакат СССР (иллюстрация из открытых источников)

Всё потому, что тогда была идеология, и всё создавалось на основе этой идеологии и высокой идеи совершенствования человека и общества, которая, сколько бы сегодня не глумились над ней, сколько бы ни высмеивали, была реальностью

Именно потому-то всё и работало тогда «на ура», и пионерия, и комсомол, при всех его проблемах, связанных с карьеризмом «птенцов хрущевской оттепели», и Госплан успешно работал, потому что являлся «хозяйственным штабом» народного государства.

Кстати, рассуждения, нужен ли нам Госплан сегодня, очень часто слышны и сегодня.

Здание Госплана СССР (иллюстрация из открытых источников)
Здание Госплана СССР (иллюстрация из открытых источников)

Зачем у нас пытаются вернуть все эти атрибуты СССР?

А ответ очень прост. Просто кто-то думает, если что-то долго, качественно и безотказно работало в СССР, что, признаётся многими, то этим можно «позатыкать дыры» и «порешать проблемы» в современной экономической, социальной и политической системе.

Ну, например, проблему фактически полного отсутствия влияния государства на детей и подростков, общественного воспитания, попытались решить созданием новой молодёжной организации.

Сам президент предлагал рассмотреть для этой организации слово «пионеры», но кто-то назвал её «Время первых», лишь бы лишить её идеологической окраски, ведь идеологии в России по Конституции не существует.

«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», – сказано в главном Законе страны.
Конституция РФ (иллюстрация из открытых источников)
Конституция РФ (иллюстрация из открытых источников)

И что в итоге? Если посмотреть со стороны, складывается впечатление, что лишённая идеологии организация не совсем понимает, чем она должна заниматься. Вроде и деньги вложены, и пиар-кампании проведены.

Ведь чем занимались пионеры в СССР? А они занимались тем, что приносили пользу обществу, и главное – себе, учились и узнавали новое, развивали чувство товарищества, ответственности перед другими и т.п.

Пионеры проводили кучу мероприятий, встречались с ветеранами и помогали им, ходили в походы и играли в «Зарницу», собирали макулатуру и металлолом, работали на субботниках, в конце концов, сами следили за чистотой в своих школах, приходили к пониманию, что такое общественно-полезный труд, и «с чем его едят».

Пионеры СССР сажают деревья (иллюстрация из открытых источников)
Пионеры СССР сажают деревья (иллюстрация из открытых источников)

Тогда было в пионерии планомерное развитие. Понятные цели и задачи. Сначала ты октябрёнок, потом пионер, потом комсомолец, и вот ты уже герой БАМа, или строишь дома, где будут жить такие же как ты, водишь туристический теплоход, на котором отдыхают такие же как ты.

А что делают сегодня ребята во «Времени первых». Вот цитата девочки из публикации в «Комсомолки»:

«Вступив в Движение полгода назад, участвовала в интенсивах, тренингах, медиамарафоне, научных фестивалях. За победу в конкурсе меня наградили путевкой в Артек - осуществилась мечта! <…> Спасибо Движению за то, что занимаюсь любимым делом и путешествую по лучшей в мире стране!».

А что это такое «любимое дело», о котором говорит девочка? Какова миссия организации? Каковы цели?

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Сколько мы ни изучали интервью ребят о нынешней организации, мы ни разу не услышали от них желания работать для страны и общества где-нибудь на стройке или заводе, но все говорят о желании стать «первым» и стать обязательно лидером, чтобы чем-нибудь управлять или кого-нибудь наставлять.

И это неудивительно, ведь в отсутствии идеологии коллективизма и общего будущего, у нас пропагандируется индивидуализм, типа, «будь самим собой»и выше всех.

Есть ли будущее у нового движения? Сейчас рано об этом говорить, тем более, что общественное молодёжное движение мы привели лишь в качестве примера попытки возвратить рождённое и взращенное в СССР, но в новой обёртке.

Пару лет назад выдвигалась идея от министра просвещения Сергея Кравцова вернуть школьную форму, который странно так оговорился: «пусть каждая школа самостоятельно определит, какой именно».

Спрашивается, а зачем она тогда эта форма нужна? Если во всех школах будет разная. В одних за две тысячи рублей, в других – за сто тысяч. Ведь так и будет. Время у нас сейчас другое.

Министр просвещения Сергей Кравцов (иллюстрация из открытых источников)
Министр просвещения Сергей Кравцов (иллюстрация из открытых источников)

Или вот на днях уже депутат Госдумы Виталий Милонов заявил, что необходимо вернуть единую школьную форму для всех российских учеников, как в императорской России и Советском Союзе.

Аргументировал Милонов свою идею более конкретно, что, дескать, единообразие внешнего вида сверстников благотворно скажется на внутренней атмосфере детского коллектива, сглаживает нездоровое соперничество и соревнование семейным достатком.

Правда? Так сразу?

Депутат Госдумы Виталий Милонов (иллюстрация из открытых источников)
Депутат Госдумы Виталий Милонов (иллюстрация из открытых источников)

Здесь ещё советскую систему образования постоянно предлагают вернуть, но не возвращают. Почему? На наш взгляд потому, что нынешний ЕЭГ не позволяет толком оценить уровень знаний выпускника, а введи сейчас экзамены из СССР… Страшно представить, сколько учеников его «завалят».

Пытаться глобальные проблемы решить «косметическим ремонтом» точно не получится. Но у нас на разных направлениях всё ещё пытаются это сделать, вместо того, чтобы придумать что-то новое, полезное и перспективное.

Вероятно потому, что придумывать что-то новое крайне сложно, а полезное – дорого, вот нам и пытаются вернуть уже апробированные атрибуты СССР: пионерию, школьную форму, систему образования. Вот только обосноваться им в нынешних реалиях не на чем.

Может, если уж что-то копировать у СССР, так начать с Госплана и выделения не имеющим жилья гражданам бесплатных квартир, хотя бы молодым семьям с детьми? Вот это было бы дело.

Уважаемые подписчики, воспользуйтесьНОВОЙ ОПЦИЕЙ мгновенного оповещения о выходе новых статей на канале:

Зайдите на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ КАНАЛА РОСГОД и нажмите на КОЛОКОЛЬЧИК рядом с кнопкой «Вы подписаны».

После активации колокольчика вы будете ПЕРВЫМИ получать уведомления о наших новых публикациях.

И как прежде, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых, приходите в нашТЕЛЕГРАМ, где ещё больше интересных вещей.