Найти тему
Журнал «History Project»

Песня о любви

В седовласой пожилой женщине, часто прогуливающейся по московской улице Усиевича в начале восьмидесятых минувшего столетия, трудно было узнать прославленную артистку, у которой была огромная популярность. Теперь это была одинокая старушка, которая изредка контактировала со своими соседями и не желала, чтобы ее узнавали незнакомые прохожие.

А ведь когда-то она под звонкое рукоплескание публики блистала на сцене в длинном концертном платье ярко-розового цвета с цветком в волосах.

Когда она пела, то зал буквально замирал от звуков ее неповторимого голоса, каждого вздоха и взмаха руки. Эта спокойная грациозная певица с кристально чистым голосом покоряла своим артистизмом не только простых людей, но и небожителей Кремля. Ведь в ее песнях говорилось о близком и понятном любому человеку. Речь идет о Клавдии Ивановне Шульженко.

песня о любви Шульженко

Последние годы своей жизни прославленная певица жила скромно. Пенсия, которую она получила от государства, была небольшая. А ведь Клавдия Ивановна привыкла жить в достатке. Она стала продавать драгоценности, антикварные вещи, которые собирала на протяжении всей жизни. В конце концов, к 1984 году в ее жилище стоял лишь знаменитый рояль Дмитрия Шостаковича, проигранный им в карточной игре, да диван, который она приобрела у Лидии Руслановой. В шкафу висело концертное платье, созданное Вячеславом Зайцевым, бывшего тогда начинающим модельером. Блокнот хранил номер домашнего телефона сатирика Аркадия Райкина, ее хорошего друга. Любительница дорогостоящей парфюмерии, Шульженко бережно хранила несессер с французскими духами. Она не расставалась с ним даже во время войны.

-2

Хотя официальное звание «Народная артистка СССР» певица получила лишь в 65-летнем возрасте, но поистине «народной» она была уже с детства. Шестилетняя девочка, раскрыв окно харьковской квартиры, пела, завораживая своим голосом местных жителей. Правда, это были редкие выступления, потому что ее отец, в те времена работавший бухгалтером на железной дороге, считал «ерундой» увлечение своей дочери. Клава тогда даже не думала о карьере певицы, ходила в балетную школу, а исполнение песен можно считать ее хобби. Она обожала звездную актрису немого кино Веру Холодную, ставшую для девочки кумиром.

Пришло время, и 17-летняя девушка отправилась в драматический театр родного Харькова.

На прослушивании режиссер задал ей вопрос, что она умеет делать. На это юная особа ответила; «Все». Каково же было ее разочарование, когда прочитанные ею художественные произведения не произвели впечатления на экзаменатора. Поступило предложение исполнить песню. Аккомпанировал ей молодой Исаак Дунаевский, бывший тогда концертмейстером театра. Гармоничность исполнения привело к тому, что девушку единогласно зачислили в театральную труппу.

Звездный час Клавдии наступил в 1928, когда молодой певице на сцене ленинградской Мариинки доверили исполнить одну песню. Овации на концерте в честь Дня печатника были такие, что пришлось шесть раз исполнять ее.

Харьков стал начальной точкой карьеры, откуда Шульженко отправилась в Ленинград, а потом и в столицу.

Еще в Харьковском драматическом театре молодая артистка усвоила, а потом воплощала в течение всей жизни совет режиссера Синельникова, что песню нужно играть. Действительно, исполнение Шульженко напоминало театральную постановку. Эта женщина обладала удивительной пластикой жестов, которые с особой тщательностью подбирала к каждой поэтической строке. Любая ее песня имела особенную интонацию, собственный образ. Достаточно только вспомнить прославленный «Синий платочек».

-3

Начало карьеры ознаменовалось любовью к конферансье, куплетисту и танцору Владимиру Коралли. Он стал и ее супругом, и импресарио. Владимир с энтузиазмом стал делать из жены звезду. Правда, в то непростое время нужны были серьезные связи, чтобы давать концерты или записываться на радио. Но неутомимый Коралли отыскал нетривиальное решение: его супруга стала ежедневно перед киносеансами петь в холле кинотеатра. А ведь это был удачный ход! Многие люди специально стали брать билеты, чтобы послушать несколько песен Шульженко.

В. Коралли
В. Коралли

В 1932 артистка родила сынишку Игоря, которого всегда именовала «главным мужчиной» в собственной судьбе. Семейство получило две комнаты в коммунальной квартире, однако молодая женщина мечтала о красивой жизни. К слову, экономия и ведение хозяйства не ее коньком. Однако вкус певица имела отменный. Это касалось концертной и каждодневной одежды, дорогостоящего убранства ее жилища. Для женщины важно было иметь вещи с историей. Поговаривали, что обладательницей мебельного гарнитура, приобретенного ею, была в свое время некая фрейлина венценосной Александры Федоровны, а ложек из серебра – сам генерал-фельдмаршал Кутузов.

В 1935 режиссером Иогансоном на «Ленфильме» планировалась секретная операция. Молодая исполнительница Клавдия Шульженко была приглашена для записи музыкальной композиции под названием «Песня Тони». Тайный покров для данного мероприятия был нужен для того, чтобы зрители не догадались, что песню в фильме исполняет не героиня, в реальности только открывающая рот. В истории кинематографа, да и всего музыкального искусства впервые использовалась фонограмма. Вот так Клавдия Шульженко стала ее «инструментом». Кстати, сама певица за всю свою многолетнюю карьеру ни разу не использовала находку кинорежиссера, а исполняла все песни вживую.

1936 год – время, когда появились первые граммофонные записи песен, исполняемых Шульженко. А через два года молодой композитор Илья Жак создал музыку к песне «Андрюша», которая стала звездным часом певицы. Она приобрела такую огромную популярность, что советским мальчикам стали активно давать это имя.

Тандем певицы и композитора очень радовал Владимира Коралли, но этот успешный союз стал не только творческим. Между Клавдией и Ильей возникло глубокое чувство. Их любовный роман возмутил Коралли. Однажды на банкете, устроенном после успешного выступления Шульженко, он закричал, что это он создал певицу и обвинил Жака, что тот хочет забрать ее уже готовенькую. Поговаривали, что супруг артистки частенько работал на публику, не раз устраивая сцены с битьем посуды. В общем, прослыл настоящим скандалистом.

Любовные отношения певицы и композитора стали достоянием окружающих, настолько явно они развивались. Казалось, что развод с Коралли неизбежен. Однако Владимир все-таки удержал супругу. Правда, для этого применил грязные виды шантажа: угрозы забрать ребенка и даже инсценировку самоубийства. Да и Жака не оставил в покое. Он заявлял, что тот находится под наблюдением спецслужб и его, а затем и Клавдию в скором времени ожидает арест. Нечистые приемы подействовали, и любовная связь разорвалась. Жак и Шульженко расстались.

Илья Семёнович Жак
Илья Семёнович Жак

К слову, сама Клавдия Ивановна обладала уверенностью в себе, независимостью, а порой и строптивостью, не страшась немилости властьимущих. Широкую известность получил случай, когда она отвергла приглашение приехать в новогоднюю ночь к Василию Сталину, славившемуся своими причудами. Если сын вождя желал, чтобы кто-то из артистов выступил перед ним, то его должны были «достать из-под земли». Отказ грозил весьма опасными последствиями. Однако Шульженко посмела по телефону сказать довольно резко, что она привыкла планировать свои концерты заранее, и не будет выступать в выходной день, положенный ей по Конституции. А вот Коралли прямо затрясся, когда узнал, откуда звонили. Он потребовал, чтобы жена выполнила желание сына Сталина, на что Клавдия, ничуть не испугавшись, сказала, что она хочет в новогоднюю ночь просто веселиться.

В первый день Великой Отечественной певица была в Ереване, куда приехала на гастроли вместе с мужем. Супруги не мешкая пошли в военкомат и записались в Красную армию. Их отправили в Ленинград. Там Шульженко с джазовым оркестром давала концерты в течение всей блокады города на Неве. За это время она выступала 500 раз повсюду: на передовой перед бойцами, на площадках перед горожанами, в госпиталях перед ранеными и даже на Дороге жизни. Ее проникновенный голос звучал для тех, кто хотел его слушать.

-6

О силе общенародной любви к певице свидетельствует такой случай. Однажды, выступая перед работниками Кировского завода, Шульженко спела несколько песен в полной тишине. Клавдия Ивановна убежала со сцены со слезами на глазах, переживая, что не услышала аплодисментов, потому что плохо спела. Но директор предприятия, пришедший за кулисы, объяснил ей, что изголодавшиеся рабочие просто берегли силы. Если бы они начали хлопать, то не исключались обмороки. О том, что людям понравилось пение Шульженко, свидетельствовали кусочки хлеба, отломленные от своих скудных пайков. Причем, это сделали все без исключения.

В период блокады два музыканта оркестра не выдержали голода и скончались от истощения. Однако труппа продолжила свои выступления, постоянно пополняя репертуар свежими композициями. Однажды после завершения одного из концертов, случилось это в 1942 году, к артистке подошел зритель, назвавшийся лейтенантом Максимовым и предложивший собственный вариант стихов к одной из довоенных песен. Шульженко так впечатлилась ими, практически сразу же стала исполнять тот самый, ставший впоследствии поистине легендарным «Синий платочек».

Закончилась война, популярность артистки к тому времени была довольно велика. Однако 1946 год принес огорчения, связанные с жесткой цензурой послевоенного времени, которой подвергались многие творческие люди. Вальс-бостон, танго, фокстрот, джазовые произведения оказались под запретом, исчезнув с эстрады и радиоприемников. А ведь творчество Шульженко базировалось именно на этих жанрах. Артистке стало нечего петь.

Безвыходность, казалось, достигла предела. Но на помощь пришла старинная испанская мелодия, которую она как-то напевала. Пришло озарение: ведь можно использовать в своем репертуаре не только русские композиции, но и песенный фольклор других наций. Из уст Шульженко зазвучали испанские и кубинские песни в отечественной интерпретации. Самой большой популярностью пользовалась «Голубка». В СССР тираж пластинки с этой песней достиг 19 000 000 экземпляров.

Вскоре семья наконец-то съехала из коммуналки в большую 4-комнатную квартиру, которую предоставили артистке за ее заслуги. Вот тут-то Шульженко разгулялась, обставив комнаты с роскошью. К тому времени вырос и женился ее единственный сын Игорь. А вот семейная жизнь с Владимиром не складывалась из-за его бесконечных припадков ревности. Клавдия Ивановна, не выдержав этого, подала на развод, который произошел в 1956 году.