В Гусь-Хрустальном была проездом - и задержалась в нем специально, чтобы сходить в музей хрусталя. Не знаю как для вас, а для меня в слове "хрусталь" всегда таилась какая-то тайна. Что-то такое хрупкое, звонкое, прозрачное...Во времена моего детства, когда купить что-либо было сложно, хрусталь считался неким пропуском в мир достатка.
А сейчас спросила сына - купить ли им с женой что-нибудь на стекольном рынке. И конечно же ответ был отрицательным.
Но, тем не менее, Гусевский завод продолжает работать и выпускать хрустальную продукцию. И на его базе (а точнее, уже совершенно самостоятельно) в городе функционирует музей, о котором я Вам сейчас и расскажу.
И начну со здания, в котором он расположен. Потому как оно не менее интересно, чем экспонаты, выставленные в музее.
Георгиевский собор построен в 1892-1903 годах на средства мецената и владельца хрустального завода Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Храм – терем в русско-византийском стиле выстроен по проекту знаменитого зодчего Леонтия Бенуа.
Заходя внутрь, мы словно оказываемся во дворце: массивные колонны из черного лабрадарита и росписи известного художника Виктора Васнецова добавляют внутреннему убранству торжественности и масштабности. Сейчас в музее можно увидеть две подлинные работы Васнецова: полотно «Страшный суд» площадью 49 кв. м., над которым автор трудился 8 лет и мозаику из смальты, посвященную Богородице «О тебе радуется Благодатная».
Страшно представить, но, как и все сооружения религиозного культа, в советские годы собор был перепрофилирован. И в нем размещались тогда: кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. А все вместе это гордо именовалось Дворец Труда.
И лишь в 1983 году, после 10 лет реставрации, в Георгиевском соборе был открыт музей хрусталя. Музейная коллекция хрусталя — одна из крупнейших в России, она насчитывает более 12 тысяч предметов.
Около половины экспонатов из коллекции и запасников Гусевского хрустального завода начиная с периода второй половины 18 века.
Заходишь в собор, и глаза буквально "разбегаются" от красоты.
Ну а для начала немного информации об основателях стекольного завода в Гусь-Хрустальном: купцах Мальцовых ( а с 1755 года - дворянах) из Рязанской губернии. Одним из основателей считается Иван Сергеевич Мальцов, завещавший свое состояние (в том числе и хрустальную фабрику в городе Гусь) своему племяннику Юрию Степановичу Нечаеву (унаследовавшему вместе с состоянием и родовую фамилию).
А вот уже Ю.С.Нечаев-Мальцов прославился как известный благотворитель и меценат. Им и был построен Георгиевский собор, основано первое реальное училище во Владимире, Музей изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина), построена не одна церковь в Рязанской и Смоленской губерниях.
Ну а теперь об экспозиции музея. Очень интересно наблюдать за эволюцией хрустальной посуды. Например, на первых порах становления хрусталь выпускался исключительно прозрачный.
А вот в первой трети 19 века становится популярной посуда из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Усложняется сервировка стола, используются многопредметные хрустальные сервизы.
Мастера начинают осваивать новые технологии, сочетая алмазное гранение и гравировку.
Чуть позже становятся модными изделия в "русском стиле" из бесцветного стекла с росписью, имитирующей вышивку и резьбу по дереву.
В 19 веке на заводе выпускали даже кальяны, предназначенные для экспорта на восточные рынки.
В конце 19 века расширились возможности обработки изделий, и на смену бесцветному хрусталю с алмазной гранью приходит мода на цветное стекло. Особой популярностью в этот период пользовались изделия, имитирующие ювелирные и поделочные камни: авантюрин, опал, малахит, яшму и другие.
С приходом советской власти вся стекольная промышленность была национализирована. В этот период не до новых технологий, и ассортимент еще долго оставался дореволюционным. Разве что из новинок производились изделия с агитационной тематикой.
А вот уже в 30-х годах прошлого века в моду вошла живопись на молочном стекле эмалевыми или силикатными красками.
Выпуск хрусталя в больших объемах для простых людей был начат в конце 40-х годов. Именно тогда на завод стали приходить новые молодые художники.
Экспозиция музея регулярно обновляется и добавляются новые работы. Они уже совсем не похожи на те изделия, к которым мы привыкли.
По музею я ходила часа полтора, по несколько раз возвращаясь к понравившимся изделиям. По сути, я назвала бы его не музеем, а храмом хрусталя - настолько здесь все органично.
Рекомендую ли я этот музей к посещению? Обязательно. Так что если будете проезжать мимо Гусь-Хрустального, не пожалейте пары часов и загляните в Георгиевский собор. Или, как я, задержитесь в городке чуть дольше - чтобы посетить стекольный рынок и фирменные магазины гусевского завода. И поверьте, будете приятно удивлены...