В этот раз специально проложила маршрут из Вологды в Тамбов через Владимир: из всех городов Золотого кольца он нравится мне больше всего. И целью посещения была церковь Покрова-на-Нерли. Помню, как в школе нам приводили ее в качестве примера золотого сечения в архитектуре. Прошло столько лет, а вот интерес к ней не прошел.
Более того, открыла для себя очень много интересного. И это интересное, конечно же , связано со стариной глубокой. Так что сейчас буду делиться.
И начнем мы с личности Андрея Боголюбского - Великого князя Владимирского, князя Дорогобужского, Вышгородского и Рязанского. Сына Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Именно Андрей Боголюбский пристроил к Владимирскому кремлю Новый город. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые , которые были окованы золочёной медью. И это при нем был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. Но своей резиденцией Андрей Боголюбский все же выбрал Боголюбово.
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму. Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир.
Точная дата постройки церкви неизвестна: одни источники связывают ее с датой смерти от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава (1165 год), другие же, основываясь на летописи, считают годом постройки 1155.
Кстати, изначально церковь была посвящена Богородице. А вот после введения в церковные святцы Андреем Боголюбским праздника Покрова, она стала называться церковью Покрова.
А построен храм был на большом рукотворном холме высотой около 3 метров. Считается, что вокруг церкви был выстроен также монастырь, который был упразднен в 1784 горду. После чего храм Покрова чудом уцелел - его также собирались разобрать.
Покровская церковь до 1850-х годов была неизвестна даже профессиональным историкам и археологам. А в полноценный исторический и искусствоведческий оборот она попала лишь в начале XX века.
Ну а мы с Вами вернемся к Андрею Боголюбскому. Не будем ворошить его политическую карьеру (ибо эта тема обширная). Замечу лишь, что Андрей Боголюбский сознательно стремился сделать Владимир равноценным Киеву в архитектурном отношении, приглашая для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих.
Князь был убит в результате боярского заговора в своем дворце в июне 1174 года. Смертельно раненый, он еще смог, истекая кровью, спуститься по лестнице дворца во двор и пытался скрыться, но убийцы отыскали его по кровавому следу. Андрей молился, и в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!», после чего умер.
Тело князя лежало на улице, пока народ грабил княжеские хоромы. Только на третий день после убийства игумен монастыря отпел великого князя. Похоронили Андрея Боголюбского в построенном им Успенском соборе города Владимира. Князь был канонизирован Русской православной церковью в 1702 году в лике благоверного.
Еще при жизни Андрей Боголюбский основал вокруг дворца монастырь. По преданию, во сне ему явилась Богородица. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась — в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное — спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году.
В Боголюбовском монастыре я тоже побывала, и даже поприсутствовала на литургии. Здесь впервые увидела, как проходит совместная служба монахинь и мирян. А проходила она в Боголюбовском соборе. Монахини молились в левой части собора, прихожане храма - в правой.
Боголюбовский собор
Один из самых бoльших храмов в Центральной России — вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Алексеевой по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. 1855-1866 годы постройки.
Но больше меня заинтересовала
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
(1751-1758гг постройки), возведенная на остатках дворца Андрея БОголюбского. Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец. На сегодняшний день это самый значительный комплекс белокаменных зданий домонгольского периода. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока в 1954 году не была обнаружена лестничная башня и переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы.
Первоначальный храм (существовавший еще при Андрее Боголюбском) рухнул еще в 1722 году, и на его месте был построен другой.
Здесь же, рядом с лестничной башней, и находится предполагаемое место смерти Андрея Боголюбского.
Также на территории находятся:
- Благовещенская церковь с трапезной
1683 год, перестроена в 1804 году.
- Надвратная колокольня с церковью Успения Божией Матери
Построена в 1841 году над Святыми вратами.
Территория монастыря похожа на большой цветник - с такой любовью здесь высажены клумбы. Особенно прекрасны они у места гибели Андрея Боголюбского.
Рядом с собором обратила внимание на вновь высаженные кусты штамбовых роз: на каждом подпись с сортом.
В храме на Литургии было не менее 60 монахинь (а общее число насельниц монастыря на сегодняшний день 160 человек). Может быть поэтому на все хватает рук: и на цветы, и на овощи в теплицах, и на чистоту.
Мне монастырь показался достаточно строгим: может быть за счет того, что все монахини были в клобуках, а может за счет определенных порядков.
И в то же время очень благожелательным: никаких тебе грозных взглядов и поучающих бесед.
Монахини не прятались на своей территории и не закрывались от мирян. Они шли толпой с Литургии: кто-то молча уставившись в землю, а кто-то обсуждая между собой насущные вопросы. Отдельно шла пожилая схимонахиня. В общем, люди жили своей жизнью, параллельной с нашей...И жизнь эту не прятали.
Кстати, позже читая про Боголюбовский монастырь, узнала, что при его возрождении (официально монастырь был закрыт в 1923 году, а вновь открыт в 1991) в 1997 году в обитель из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря было переведено 63 сестры вместе с духовником архимандритом Петром (Кучером), которые и приступили к восстановлению обители.
Кстати, узнав про этот факт, я вспомнила - какой из посещенных мной монастырей произвел подобное впечатление строгости, и в то же время доброжелательности. Про Задонский Свято-Тихоновский Преображенский монастырь можете прочитать и посмотреть видео в конце статьи по ссылке.
И уже позже при поступлении в обитель более 40 сестер продали свои квартиры в миру и вложили деньги в кассу монастыря, многие привезли свои сбережения. На эти деньги был выложен мраморный пол в соборе, а также произведен ремонт и благоустройство зданий монастыря.
Вот таким интересным местом оказался небольшой поселок Боголюбово в 10 километрах от Владимира. Я даже сама удивилась - хотела лишь увидеть известную церковь, а открыла для себя неизвестную страницу истории.
А Вы бывали в Боголюбово? Делитесь в комментариях.