Как приятно сесть рано утром в автобус и уехать из города, куда глаза глядят! Мои глаза сегодня глядели в сторону Челябинского города Карабаш.
Когда-то он печально прославился, как самый грязный город Земли. Правда документальных доказательств этому нет, но в СМИ это утверждение мелькало. В любом случае, самый ли грязный, вошедший ли в первую десятку этого рейтинга, но отрицать, что Карабаш являлся (а может и до сих пор такой есть) зоной экологического бедствия невозможно.
Виной этому градообразующее предприятие - завод "Карабашмедь". Производство меди очень "грязный" процесс. Завод работает в Карабаше с 1910 года, и долгое время все отходы выбрасывались прямо в окружающую среду. Не было ни фильтров, ни очистных сооружений. Как результат - загрязненная вода, "облысевшие" от кислотных дождей горы, высокая заболеваемость и ранняя смертность среди местных жителей. По некоторым данным концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве превышен в десятки и сотни раз. Более подробно можно прочитать обо всём в википедии и других источниках.
Ещё лет десять назад можно было встретить в интернете фотографии с постапокалиптическими видами окрестностей Карабаша - кислотно-рыжую реку, мёртвые выжженые горы, километры чёрных отвалов.
Однако в последние годы завод всё-таки озаботился вопросами экологии, модернизировал производство, а сам город и его окрестности начали приводить в порядок. Появились даже туристические достопримечательности.
Много раз я проезжала через Карабаш. Через него проходит дорога на юг, на Таганай. И каждый раз очень хотелось остановиться и рассмотреть всё подробнее, пощупать, так сказать, руками и составить собственное мнение. Так и получилось, что именно Карабаш сегодня стал целью моей поездки.
Ехать от Екатеринбурга около 3х часов, автобус высаживает на въезде в Карабаш. Здесь всё выглядит очень мило - новый асфальт, тротуар вдоль дороги, свежая разметка и даже покрашенные поребрики. Давно ли вы встречали белёный поребрик? Я давно.
Сворачиваю по указателю на Поклонный крест, это дорога на вершину горы, где установлен крест и находится смотровая площадка. Навигатор показывает расстояние до вершины 2,5 км.
Я читала, что почва настолько отравлена выбросами завода и кислотными дождями, что на ней ничего не росло. Посмотрим.
Склон покрыт молодыми берёзками, а вот травы, кустарников действительно нет. Они, кажется "не вывезли" в местной экологии.
Дорога наверх хорошая и широкая, но на машине не проехать из-за крутого подъёма.
Вдоль тропы и на вершине у креста расставлены камни с религиозными изречениями. А на склоне горы большая надпись, выложенная светлым камнем "Слава Богу за всё!"
В таком месте эта надпись звучит довольно неоднозначно. Мне кажется, уместнее было бы написать что-нибудь вроде "Спаси и сохрани!"
Следующая гора, расположенная ближе к заводу, совершенно лысая. На её склонах не выросли даже берёзки. Уже вернувшись домой, я нашла информацию, что есть тропа, и можно пройти поверху вдоль всего хребта, не только к кресту. Интересный маршрут для любителей неземных, постапокалиптических пейзажей.
Горы выглядят тёмными, но это не цвет самих камней на склонах. Все камни покрыты тёмным налётом, как будто политы отработкой. Такие пятна можно увидеть под эстакадой, где ремонтируют машины и периодически проливают масло и прочие автомобильные жидкости.
С горы открывается вид на Карабаш, завод, чёрные отвалы. А с другой стороны обычные, такие любимые виды Южного Урала - озёра, покрытые лесом горы и простор-простор!
Спускаюсь вниз и обращаю внимание, что у самого подножия горы живут люди. Здесь обычный частный сектор - дома, огороды. Подхожу посмотреть. Голая земля. Ну да, зато можно не косить сорняки вдоль забора. Они тут просто не растут.
Впрочем, за заборами обычные огороды - у кого-то запустение, а у кого-то картошка растёт, стоят теплицы. Да уж...
Ещё при выходе из автобуса сразу обратил на себя внимание воздух. Тяжёлый, с привкусом какой-то химии. Впрочем, я и сама живу не на морском берегу, а в крупном промышленном городе. Спустя некоторое время к воздуху привыкаешь, но временами чувствуешь, как ветер приносит химические запахи.
Спустившись с горы я пошла к пруду у завода. Немного заплутала, и добрый человек подсказал мне дорогу. Прошла мимо обычных двухэтажных домов - цветы растут, мальчишки катаются на велосипедах, люди идут из магазина. Новенький детский сад, больница, новое здание МЧС.
У пруда сделан новенький симпатичный сквер.
Одним словом, видно, что город всячески стараются украсить и привести в порядок.
Удивило полное отсутствие людей. Впрочем, середина дня - все на работе? А мамы с колясками, ребятишки, бабушки, собачники?
А ещё во всём сквере ни одной скамейки. От этого и от того, что ни единого человека вокруг, у меня мелькнула мысль, что сквер этот выглядит как картонная декорация, не предназначенная для реального использования, а просто чтобы "пустить пыль в глаза".
Скамейки в итоге нашлись. У завода, где в пруду установлен фонтан. Он работал, я видела этот фонтан с горы и когда подходила к пруду. Но когда подошла ближе, он уже оказался выключен. Жаль. Может, у него часы работы до обеда?
Такое расположение скамеек я увидела первый раз - спинкой к дорожке! Забавно. Но мне понравилось, сидишь, а перед тобой пруд и горы. Я как раз искала скамейку, чтобы сесть и перекусить, достала термос, пирожки, отдохнула.
В городе много новеньких современных остановок, но на них нет совершенно никакой информации. Куда, на чём и во сколько можно уехать. Не увидела я и общественного транспорта, ни одного городского автобуса. Впрочем, как и желающих куда-то ехать, кроме меня.
Хотела вызвать такси, но вот что из этого вышло:
Дальше у меня по плану был краеведческий музей, который находится тут же, поблизости. Но он оказался закрыт! Подумать только, единственный санитарный день в месяц, и я на него попала!
Я расстроилась. Музей посмотреть хотелось. А ещё хотелось расспросить работника музея про жизнь в городе и про лысые горы. Мне так и непонятно до конца, почему они такие? Из-за ядовитых выбросов? Или это вообще не совсем горы, а отвалы породы? Хотелось разобраться.
Напротив музея есть вот такая потрясающая заброшка!
А ещё по дороге встретила несколько мемориалов, посвящённых Отечественной войне, трудовым подвигам горожан во время войны, жертвам революции.
И нигде ни одного человека.
У меня была запланирована ещё одна точка посещения - река Сак-Елга, куда впадает Рыжий ручей. Помню, раньше места эти выглядели очень трэшово.
Навигатор сообщил, что до реки 5 километров и потом ещё 6 километров обратно до остановки. Хмм, 11 км, 3 часа в запасе до автобуса и никаких резервных вариантов типа такси. Ну ладно. И я пошла к реке.
Дорога хорошая, новый асфальт, машин мало. По одну сторону дороги завод, по другую просто лес (если это можно так назвать).
Нужно ли говорить, что я не встретила ни души?..
Видно, что работа здесь проведена немалая - вся эта трава между берёзками была высажена искусственно, видела пару лет назад, когда проезжала. Даже сейчас выглядит неестественно - лес, а в нём вместо зарослей идеальный газон, без сорняков. А если взглянуть выше, там проглядывают лысые пригорки.
Вскоре по обе стороны дороги появились дома.
Несколько лет назад в Карабаше, видимо централизовано, установили разноцветные заборы вдоль домов, выходящих на центральные улицы. Едешь ты через город и видишь такую жизнерадостную картинку - жёлтые, зелёные, синие, красные заборчики. Симпатично).
Но если присмотреться внимательнее, замечаешь, что во многих местах эти заборы поставлены поверх старых, что они просто закрывают неприглядные брошенные полуразвалившиеся дома. Забор-маскировка, фальшивка.
Много заброшенных домов и заросших участков, но и жилых много. Где-то видно новые пластиковые окна в избах, где-то куры ходят по участку, картошка растёт. И снова меня поразила полная тишина и безлюдие. Ни одна собака даже не облаяла меня из-за забора. Я как в другое измерение попала.
Но вот впереди выезд из города, мосты через реку Сак-Елга, автомобильный и железнодорожный (железная дорога в городе рабочая, от завода, пассажирского сообщения нет). Вот несколько пейзажей оттуда:
Надо сказать, раньше выглядело гораздо более устрашающе.
Обратно я пошла вдоль трассы, здесь машин больше, но дорога новая, хорошая, обочина широкая. Постарались. Да и вообще видно, что вся территория значительно улучшена.
С одной стороны у меня завод, а с другой мёртвые горы.
Дорога пересекает ручей Рыжий.
Впереди сюрприз - ещё один ручей. Бирюзового цвета.
А дальше я снова вышла в жилой квартал, здесь, на улице Пархоменко, меня снова встретили разноцветные заборчики. Но тут уже город выглядел совершенно обитаемым - лай собак, мальчишки на велосипедах. Образцовая чистая улица с новым асфальтом, фонарями, детской площадкой, машинами у ворот.
Видно, что город приводится в порядок, проведена колоссальная работа по благоустройству и города, и окружающей его территории. Есть здесь и центральный район с трёхэтажными домами, кафе, магазинами, торговым центром и новым храмом. Я туда не добралась сегодня, да и не стремилась. Что сказать о состоянии экологии я не знаю, я не специалист. Всё-таки чувствуются за красивым фантиком большие проблемы, которые он скрывает.
А может, не так всё это страшно, как кажется? Живут же люди. Жили люди и на берегах отравленной радиацией реки Теча. Некоторые деревни только спустя 40-50 лет после загрязнения расселили. И в Чернобыле, говорят, некоторые так и остались жить. Не так-то просто извести человека, как показывает история. И всё-таки я рада, что сама приехала сюда только на экскурсию, а не жить и работать.
Для интереса заглянула узнать, как здесь обстоят дела с ценами на недвижимость. И к своему удивлению увидела, что здесь обычные цены для маленького Уральского города. То есть люди не спешат продать за копейки дома и сбежать к лучшей жизни.
А кто-то в объявлениях даже хвастается огородами. Получается, спокойно едят овощи, ягоды, выросшие на той земле и политые той водой?
Что ещё меня всегда удивляло - как может зона такого сильного экологического загрязнения соседствовать с чистейшими природными объектами. Так, например, в 20 километрах от Карабаша расположено озеро Увильды, считающееся очень чистым. А километрах в 70 озеро Тургояк, которое вообще называют "младшим братом Байкала".
Вобщем, очень неоднозначные впечатления от поездки у меня остались. Но впечатлений масса, и я очень рада, что предприняла эту поездку.
Короткое видео из поездки: