Таруса была местом притяжения художников разных поколений. Выставка-размышление «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим» рассказывает о художественном феномене этого города и убеждает в целесообразности использования термина «тарусская школа». Ее основы на рубеже XIX–XX вв. заложили Василий Поленов, Николай Крымов, Виктор Борисов-Мусатов. В отличие от более известных Абрамцева или Плеса в этом городе на живописной реке Оке творческая активность не прерывалась более 100 лет – сюда непрерывно приезжали художники, музыканты, ученые. Именно Поленов увидел в берегах Оки свою любимую Сену, впадающую в Ла-Манш недалеко от Онфлера, – то самое место, где мастер проводил пенсионерскую поездку (в них ездили выпускники Императорской академии художеств, получившие денежное пособие, пенсион. – «Ведомости») с Ильей Репиным. После того как в 1890-х гг. Поленов построил в Тарусе усадьбу Борок, город оживился. Художник начал приглашать в свой дом друзей и коллег, которые отдыхали и творили н