Совершенно потрясающая история, включившая в себя любовную интригу, дуэль, начинающего писателя, знаменитую балерину, произошла в 1817 году. Тогда в ноябре произошла знаменитая четверная дуэль.
Причиной дуэли была, конечно, женщина. Она была одной из самых известных и роковых в то время – танцовщица Авдотья Истомина. Именно про нее написал Пушкин в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет…
Истомина – ровесница поэта, родилась в 1799 году. Девочка стала сиротой в шесть лет, и родственники сбыли ее с рук в театральное училище, где воспитанницы жили на полном пансионе и не уходили домой даже на летние каникулы. На сцену девочка вышла уже в 9 лет. В 17 лет она закончила училище и стала штатной танцовщицей Большого театра в Санкт-Петербурге. Современники описывали ее так: «…среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях». Кстати, она стала первой балериной на пуантах – до этого такого элемента в балете не было. «Танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц», - писали о ней газеты.
Из-за нее даже произошло несколько дуэлей. А в силу низкого происхождения быстро стала содержанкой некого Василия Шереметьева. Только связью с красавицей, кстати, он и прославился. Но однажды, после ссоры, темпераментная брюнетка съехала от любовника к подруге. Правда, привычкам своим не изменила и продолжила встречаться с мужчинами.
Одним из таких оказался Александр Грибоедов, тогда еще начинающий литератор. Он уговорил ее поехать в гости к своему другу А. П. Завадовскому. Поговаривали, что Истомина бесподобно исполняла танцы обнаженной. Что ж, кто осудит девушку в сложной жизненной ситуации? Правда, от «голых» танцев у Завадовского Авдотья впоследствии открещивалась. Но совершенно точно в тех гостях она провела два дня.
Шереметьев, узнав об этом, был взбешен и вызвал Завадовского на дуэль. Его друг А. И. Якубович подстрекал ссору и настаивал на очень суровых условиях поединка. Грибоедов идею тоже поддержал. Молодые люди, видимо, отчаянно жаждали приключений. И решили устроить дуэль на четверых. Первыми должны были стреляться Завадовский с Шереметьевым. При первом выстреле пуля оторвала Завадовскому лоскуток от сюртука, и тот в бешенстве выстрелил противнику в упор в живот. Конечно, Шереметьев скончался. Вторая пара перестрелку отложила.
Кстати, Якубович и Грибоедов позже все же закончили дуэль. Результатом стало ранение Грибоедова в мизинец, по которому впоследствии опознали его обезображенный труп.
А Авдотья ничуть не горевала после всех этих драматических событий. Она смеялась над Пушкиным, который волочился за ней. Даже станцевала Черкешенку в постановке его поэмы «Кавказский пленник». Впрочем, юный поэт был совершенно бесперспективным вариантом – никакого профита, кроме его забавных стихов. Она вела активную жизнь популярных дам полусвета, посещала приемы начальника петербургских императорских театров князя Шаховского.
Правда, восстание декабристов в 1825 году подкосило и ее карьеру. Правительство стало относиться с подозрением ко всем не только вольнодумцам, но и связанным с ними. Истомина же была популярна среди либеральной молодежи. Ей стали давать в театре все меньше ролей. В конце концов она докатилась до покровительства молоденьким танцорам. Император Николай I почему-то имел зуб на танцовщицу. Когда она больше не могла танцевать по состоянию здоровья, Николай велел ее просто уволить. Истомину не пригласили даже преподавать в училище. Впрочем, по завершении карьеры Авдотья вышла замуж и прожила относительно спокойную и всеми забытую старость.
#Пушкин #истории #олюбви