Найти в Дзене

Взлет и падение музы Пушкина

Совершенно потрясающая история, включившая в себя любовную интригу, дуэль, начинающего писателя, знаменитую балерину, произошла в 1817 году. Тогда в ноябре произошла знаменитая четверная дуэль.

Причиной дуэли была, конечно, женщина. Она была одной из самых известных и роковых в то время – танцовщица Авдотья Истомина. Именно про нее написал Пушкин в «Евгении Онегине»:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет…

Авдотья Истомина в образе Флоры на гравюре Федора Иордана 1825 года 
Источник: ar.culture.ru
Авдотья Истомина в образе Флоры на гравюре Федора Иордана 1825 года Источник: ar.culture.ru

Истомина – ровесница поэта, родилась в 1799 году. Девочка стала сиротой в шесть лет, и родственники сбыли ее с рук в театральное училище, где воспитанницы жили на полном пансионе и не уходили домой даже на летние каникулы. На сцену девочка вышла уже в 9 лет. В 17 лет она закончила училище и стала штатной танцовщицей Большого театра в Санкт-Петербурге. Современники описывали ее так: «…среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях». Кстати, она стала первой балериной на пуантах – до этого такого элемента в балете не было. «Танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц», - писали о ней газеты.

А. Винтелгалтер. Портрет А.И. Истоминой. Ок. 1818 
Источник: pushkinmuseum.ru
А. Винтелгалтер. Портрет А.И. Истоминой. Ок. 1818 Источник: pushkinmuseum.ru

Из-за нее даже произошло несколько дуэлей. А в силу низкого происхождения быстро стала содержанкой некого Василия Шереметьева. Только связью с красавицей, кстати, он и прославился. Но однажды, после ссоры, темпераментная брюнетка съехала от любовника к подруге. Правда, привычкам своим не изменила и продолжила встречаться с мужчинами.

Одним из таких оказался Александр Грибоедов, тогда еще начинающий литератор. Он уговорил ее поехать в гости к своему другу А. П. Завадовскому. Поговаривали, что Истомина бесподобно исполняла танцы обнаженной. Что ж, кто осудит девушку в сложной жизненной ситуации? Правда, от «голых» танцев у Завадовского Авдотья впоследствии открещивалась. Но совершенно точно в тех гостях она провела два дня.

Портрет работы Анри-Франсуа Ризенера, на котором, возможно, изображена Авдотья Истомина 
Источник: Wikimedia Commons
Портрет работы Анри-Франсуа Ризенера, на котором, возможно, изображена Авдотья Истомина Источник: Wikimedia Commons

Шереметьев, узнав об этом, был взбешен и вызвал Завадовского на дуэль. Его друг А. И. Якубович подстрекал ссору и настаивал на очень суровых условиях поединка. Грибоедов идею тоже поддержал. Молодые люди, видимо, отчаянно жаждали приключений. И решили устроить дуэль на четверых. Первыми должны были стреляться Завадовский с Шереметьевым. При первом выстреле пуля оторвала Завадовскому лоскуток от сюртука, и тот в бешенстве выстрелил противнику в упор в живот. Конечно, Шереметьев скончался. Вторая пара перестрелку отложила.

Кстати, Якубович и Грибоедов позже все же закончили дуэль. Результатом стало ранение Грибоедова в мизинец, по которому впоследствии опознали его обезображенный труп.

А Авдотья ничуть не горевала после всех этих драматических событий. Она смеялась над Пушкиным, который волочился за ней. Даже станцевала Черкешенку в постановке его поэмы «Кавказский пленник». Впрочем, юный поэт был совершенно бесперспективным вариантом – никакого профита, кроме его забавных стихов. Она вела активную жизнь популярных дам полусвета, посещала приемы начальника петербургских императорских театров князя Шаховского.

Портрет Авдотьи Истоминой кисти неизвестного художника из коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина
Портрет Авдотьи Истоминой кисти неизвестного художника из коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина

Правда, восстание декабристов в 1825 году подкосило и ее карьеру. Правительство стало относиться с подозрением ко всем не только вольнодумцам, но и связанным с ними. Истомина же была популярна среди либеральной молодежи. Ей стали давать в театре все меньше ролей. В конце концов она докатилась до покровительства молоденьким танцорам. Император Николай I почему-то имел зуб на танцовщицу. Когда она больше не могла танцевать по состоянию здоровья, Николай велел ее просто уволить. Истомину не пригласили даже преподавать в училище. Впрочем, по завершении карьеры Авдотья вышла замуж и прожила относительно спокойную и всеми забытую старость.

Последний прижизненный портрет Авдотьи Истоминой
Последний прижизненный портрет Авдотьи Истоминой

#Пушкин #истории #олюбви