Первое время после рождения ребенок адаптируется к окружающему миру, много спит, кушает и очень быстро растет. Многие родители думают, что развивающие занятия для детей до года ни к чему. Но это не так. Ведь с самого рождения ребенок развивается и каждый день познает мир . Существуют разные мнения по поводу особенностей раннего развития детей, но в любом случае заниматься с малышом родителям нужно обязательно. Выбирая занятия для малышей следует руководствоваться принципом от простого к сложному, а также выбирать занятия в соответствии с индивидуальным уровнем развития вашего ребенка.
Развитие речи
Занятия и разговоры с малышом с первых месяцев жизни помогают накоплению пассивного словарного запаса, а в будущем становлению хорошей речи.
1.Увеличение запаса слов:
- показывайте малышу окружающие его предметы, дома, на прогулке, в магазине, объясняйте, что это;
- показывайте ребенку разных животных с помощью карточек или игрушек, имитируйте их голоса;
- вместе рассматривайте книжки с яркими картинками, объясняйте, что там изображено;
- наблюдайте за природой и побольше рассказывайте малышу об окружающем мире;
- познакомьте ребенка со словом «нельзя»;
- изучайте новые слова с помощью карточек;
- на улице обращайте внимание на звуки и называйте их источники.
2.Общение:
- рассказывайте ребенку истории по картинкам;
- чаще разговаривайте с малышом, объясняйте свои действия;
- обращайтесь к ребенку по имени, чтобы он быстрее к нему привык;
- применяйте игры-потешки (например: Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Полетели и т.д.);
- научите малыша махать «пока», хлопать в ладоши, стучать кулачком и т.д.;
- разговаривайте с ребенком по игрушечному телефону.
3.Развитие артикуляции:
- занимайтесь артикуляционной гимнастикой (можно начинать уже с 8 месяцев);
- учите ребенка дуть на легкие предметы (перышки, кусочки ваты, листочки), затем можно пробовать дуть через трубочку.
4.Социализация:
- играйте с ребенком в сюжетные игры с игрушками (учите ребенка кормить, укладывать спать, купать, ходить в гости, жалеть, делиться и т.д.)
- разыгрывайте театральные инсценировки с помощью напальчиковых игрушек;
- помогайте малышу общаться с другими детьми.
5.Изучение букв и звуков:
- можете использовать обучающие мобильные приложения, например «Говорящая азбука».
Интеллектуальное развитие
Считается, что уровень интеллекта закладывается в самом раннем возрасте и степень его развития зависит в первую очередь от усилий родителей. Поэтому очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию малыша.
1.Изучение геометрических фигур:
- с раннего возраста можете начинать показывать ребенку черно-белые картинки с геометрическими формами;
- учите малыша играть с кубиками (например, строить башню), а также фигурами перемещающимися по спирали и т.д.
2.Изучение цветов:
- дети очень любят играть со стаканами или коробочками разных размеров;
- научите ребенка строить из блоков конструктора разного цвета.
3.Занятия на внимательность и логику:
- покажите малышу, как играть с пирамидкой;
- поиграйте в прятки (можете закрывать свое лицо или лицо ребенка руками/платком/пеленкой или прятать игрушку);
- рассыпайте и складывайте однородные предметы вместе с малышом;
- собирайте простые пазлы;
- научите ребенка играть с сортером и рамками-вкладышами.
4.Изучение окружающего мира:
- предлагайте малышу трогать предметы разной фактуры;
- ловите в воде небольшие игрушки (можно с помощью совочка или сачка);
- катайте с ребенком игрушки в коробке за веревочку;
- переливайте воду из одной емкости в другую;
- учите малыша бросать игрушки в коробку/ведро;
- предлагайте малышу играть с песком или снегом на улице (с использованием лопатки, грабель, ведра, формочек).
Творческое развитие
Занятия творчеством способствуют гармоничному развитию личности. Очень важно уделять внимание разным видам творческой деятельности, чтобы ребенок рос и развивался разносторонне.
1.Рисование:
- пробуйте рисовать руками используя пальчиковые краски или специальные краски для рисования в ванной;
- учите ребенка держать в руке карандаш и рисовать линии (для малышей лучше выбирать).
2.Лепка:
- пробуйте лепить из соленого теста или глины (отщипывать кусочки, катать колбаски/шарики, делать из шарика лепешку, размазывать, втыкать в пластилин мелкие предметы и потом доставать и т.д.).
3.Развитие мелкой моторики:
- играйте с развивающими книжками;
- занимайтесь с малышом пальчиковой гимнастикой (можно делать массаж пальцев рук с помощью специального шарика Су-джок);
- предложите ребенку игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, фасоль, орехи), прищепками, бизибордом, а также фигурами перемещающимися по спирали;
- надевайте бусины или кольца на верёвочку, палку или пальцы;
- учите ребенка доставать игрушки завернутые в бумагу, спрятанные в песке, пластилине и т.д.;
- предложите малышу рвать бумагу;
- покажите ребенку, как закручивать и откручивать крышки;
- приклеивайте наклейки на ребенка, себя или листок.
4.Музыкальные занятия:
- включайте классическую музыку (Моцарт, Вивальди);
- учите ребенка различать музыку разных стилей (ритмичную, спокойную);
- играйте в ритмические игры;
- танцуйте вместе с ребенком под музыку;
- пойте малышу песни;
- играйте с музыкальными инструментами (бубен, барабан, клавесин, трещотка, бубенцы, колокольчики, дудочка, губная гармошка, пианино, гитара).
Физическое развитие
Интеллектуальное развитие ребенка очень сильно зависит от его физического развития, поэтому очень важно создать малышу условия для постоянной двигательной активности.
- стимулируйте ползание и ходьбу ребенка с помощью (любимых игрушек, игрушек каталок, мяча и т.д.)
- учите плавать;
- занимайтесь гимнастикой для малышей (выкладывать на животик, сгибать/разгибать, поднимать/опускать, разводить руки и ноги, занятия на фитболе);
- научите ребенка слезать с дивана (развернув к краю попой и спустив вниз ножки);
- тренируйте чувство равновесия у ребенка (поднимайте/опускайте, кружите на руках);
- делайте регулярно малышу массаж для снятия мышечного тонуса,
ВАЖНО! Самостоятельно делать массаж малышам до 3-х месяцев не рекомендуется!
- предлагайте малышу ходить босиком по разным поверхностям;
- делайте с ребенком разные упражнения, такие как ходьба на руках, прыжки на месте, перешагивание предметов, перетягивание «каната» и т.д.;
- учите ребенка подниматься и спускаться по лестнице;
- играйте в игры с мячом (перекатывайте, бросайте, ловите).
Важно не просто окружить ребенка игрушками, но и научить играть ими, а также важно, чтобы сами родители были вовлечены в этот процесс.
Длительность занятий для малышей в зависимости от возраста составляет от 2 до 10-15 минут.
Во время занятий всегда нужно находиться рядом с ребенком, не оставлять одного особенно с мелкими предметами. Дети очень изобретательны, часто даже трудно предугадать к чему может привести невинная игра.
Ни в коем случае не нужно заставлять малыша делать что-то против его воли, это может надолго отбить желание заниматься!
Не стоит сразу давать малышу слишком большое количество предметов для игр, так он быстрее устанет или заскучает.
Обычно, нет необходимости в том, чтобы приобретать малышам слишком много игрушек. Перед тем, как покупать игрушку, можно понаблюдать в гостях или игровых зонах, какие из них больше интересуют малыша. Многие детки, и вовсе, больше предпочитают играть предметами домашнего обихода.