Есть такой изысканный вид христианского самоистязания, когда мы предъявляем себе претензии и требования, которые впору ждать от людей совершенных.
Если внимательно читать святых отцов, бросается в глаза различия, которые делали старцы, давая советы совершенным делателям и людям новоначальным. Выходит так, что очень часто в большинстве случаев к старцам обращались именно новоначальные.
В классическом монашеском тексте, в наставлениях аввы Дорофея есть переписка со старцами Варсонофием и Иоанном. Мы видим там вещи иногда просто скандальные. Например, обращается монах к старцу и спрашивает его:
«Я, конечно же, как и положено монаху, раздал все свое имение, но одно поместье оставил, потому что я очень немощный».
И мы думаем, как это так, это же древнее монашество, там все было по-настоящему, не то, что у нас сейчас: какие-то пенсии, социальные пособия и разного рода подушки безопасности, которыми мы обкладываемся в нашей даже христианской жизни, и монашеской в том числе.
Но мы видим, что старец отвечает этому иноку очень благожелательно и говорит:
«Ты правильно сделал, что оставил себе это поместье, потому что ты еще немощный и несовершенный».
То есть старцы различали возраст нашей духовной зрелости. Она оказывается отлична очень от тех состояний, которые мы от себя ожидаем.
Почему это важно понять, усвоить и даже осмыслить, проанализировать?
Потому что мы открываем Евангелие, и там говорится о том, что нужно подставить щеку, нужно любить врагов. А ты оглядываешься вокруг и понимаешь, что щеку ты никак не подставишь. Что касается любви к врагам, самое большее, на что ты способен, это скрепя сердцем, промолчать в ответ. Внутри все кипит, конечно, хочется крови и расправ, но ты сдерживаешься.
И люди очень сильно переживают о том, что раз они христиане, то должны любить врагов своих, а у них не получается. Все дело в том, что мы пока еще стоим на своей ступени обучения.
Вспомните преподобного Серафима Саровского, когда он по-настоящему приобрел евангельское благодатное незлобие. Я подчеркиваю эти моменты, потому что это не человеческое свойство, неприродное. Невозможно человеку, опираясь только на свои человеческие силы, иметь такую любовь к своим врагам, которую имел преподобный Серафим Саровский.
Это дар Духа Святого. Это то, что тебе дано, то, что ты способен был усвоить. И он усвоил это не раньше, чем несколько десятков лет провел в жесточайшем затворе, в постнической жизни, в терпении страданий, болезней, скорбей, нищеты, голодая, молясь днями и ночами на камушке.
Только спустя много-много десятилетий он приобрел то самое евангельское незлобие и любовь к ближним, которую нам завещал Господь. Вот это по-настоящему христианин.
Вообще христиан на самом деле очень мало. Может их можно пересчитать по пальцам одной руки из нашего христианского поколения. Все остальные – сочувствующие. Или люди, которые проходят обучение еще на самых ранних ступенях.
И истязать себя, мучить, требуя плодов совершенства, плодов Духа Святого, это неразумно. То же самое, что подойти к ученику музыкальной школы, мальчику с папочкой, и сказать:
«Давай-ка ты сыграй мне Сибелиуса, я очень люблю «Ель». Вот тебе партитура, сыграй, а я послушаю».
Мальчик будет хлопать ресницами и говорить:
«Я еще не могу. Я не умею. Тут столько всяких бемолей»
- «Ты ноты знаешь? Играй»
- «Я ноты знаю, но я еще не настолько освоил технику работы с инструментами, я еще не настолько погружен в эту тему».
То же самое мы можем сказать и о нашем христианском образовании. Церковь — это школа, в которой мы очень долго учимся. Это не 10 лет средней школы, не 5 лет университета. Это десятилетия роста в ту меру, которую Господь мне дает.
Не надо забывать, что дар Духа Святого – это все-таки дар, который я способен усвоить и освоить. Может быть, совсем чуть-чуть я могу освоить. Нас Господь призывает к совершенству, мы должны к нему стремиться, безусловно. Но с трезвостью и скромностью понимая, что я всего лишь новоначальный. И это новоначалие может длиться десятилетиями.
Поэтому, друзья мои, не надо себя истязать. Не надо себя мучить сложными партитурами, до которых мы еще пока не доросли. Давайте будем мыслить о себе скромнее, почаще над собой смеяться и помнить, что мы всего лишь дети Божьи, Господь за нами присматривает и не будет с нас спрашивать того урока, до которого мы еще не доросли, к которому мы еще не готовы.
Но стараться все-таки идти путем Евангелия, помня, что норма и мера человечности есть как раз мера евангельская, мера любви к своим врагам, всепрощения и того евангельского незлобия, которое совсем мало людей на этом белом свете являли.
Но для нас это ориентир, это такой маяк, к которому мы должны стремиться. Ни в коем случае не истязаем себя попусту, тем более, что и Господь, скорее всего, с нас этого, наверное, и не спросит, а спросит только тот урок, который был задан в соответствии с нашей мерой, с нашим возрастом Христовым.
Текст основан на видео с канала "Правблог – просветительская платформа". Читайте еще: