На площадке конгресс-холла «Торатау» в Уфе состоялась пленарная сессия «Национальные бренды: новые горизонты для экспорта». Мероприятие прошло в рамках церемонии награждения победителей и призеров окружного этапа всероссийского конкурса «Экспортер года» среди субъектов Приволжского федерального округа. В пленарной сессии приняли участие представители правительства Башкирии, минпромторга России, Российского экспортного центра (РЭЦ), компаний-экспортеров ПФО.
Экспорт играет значительную роль в развитии экономики страны. Российский бизнес ставит перед собой амбициозную задачу – наращивать объемы экспорта, сделать отечественную продукцию узнаваемой в мире, повысить ее востребованность. В реализации этих планов компаниям помогает государство.
В 2022 году РЭЦ перезапустил национальный бренд «Сделано в России». Это проект, направленный на повышение узнаваемости отечественной продукции за рубежом, привлечение партнеров и целевой аудитории. По словам вице-президента Российского экспортного центра Алексея Солодова, компании, желающие выйти на внешние рынки, могут сделать это самостоятельно, методом проб и ошибок. Такой путь далеко не оптимален, гораздо удобнее сделать это под узнаваемым брендом, с которым зарубежные потребители будут связывать высокое качество, которому будут доверять.
«Таким брендом является «Сделано в России», под которым РЭЦ продвигает многочисленные продукты на внешние рынки. Для того чтобы войти в проект, компании должны подтвердить свою конкурентоспособность, получив сертификат «Сделано в России». Входя в нашу программу, компания получает серию бонусов по продвижению, например, доступ в нашу сеть демонстрационных павильонов, действующих в 6 странах: Китай, Вьетнам, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Турция. Кроме того, это доступ к крупнейшим маркетплейсам, прежде всего Китая, участие в выставках и деловых миссиях РЭЦ. Все эти меры доступны для крупных компаний и предприятий МСП. Зарубежные потребители видят «птичку» - логотип бренда «Сделано в России» и начинают доверять таким товарам», - рассказал Алексей Солодов.
Помимо вышеназванного федерального экспортного бренда, подобную практику продвижения используют и регионы. В Башкирии есть собственный бренд – «Сделано в Башкортостане», он является одним из наиболее узнаваемых среди брендов российских регионов. Проект «Сделано в Башкортостане» (Made in Bashkortostan) реализуется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Он также призван помочь производителям несырьевой продукции республики выйти на международные рынки под единым зонтичным брендом, сформировать положительный имидж региона, повысить узнаваемость региональной продукции во всем мире.
Первый заместитель премьер-министра правительства РБ – министр экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов согласился с тем, что предпринимателям очень сложно без поддержки государства пробиться на внешние рынки. Одна только сертификация продукции в разных странах имеет свои нюансы, именно поэтому так важно объединение усилий и централизованное продвижение. Он отметил, что для регионов целесообразнее будет не дублировать работу, которая идет на федеральном уровне, а продвигать продукцию под единым брендом. Башкирия готова активно включиться в этот процесс.
«Я предлагаю подумать над созданием в нашей республике первого единого окружного или федерального центра сертификации. Для начала может быть по определенной номенклатуре товаров. Мы все равно к этому придем», – считает Рустам Муратов.
Кроме того, он рассказал о разработке в республике инструментария для субсидирования выхода региональных брендов на федеральные каналы массовой коммуникации, например телевидение.
Исполняющий обязанности директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли минпромторга РФ Артур Галиуллин сообщил о новых мерах поддержки российских экспортеров, предусмотренных в рамках обновленного нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», который будет перезапущен в 2025 году.
«Мы сохраним все меры, касающиеся льготного кредитования, сертификации, транспортировки. Также мы добавляем новый федеральный проект по созданию международной инфраструктуры для экспортеров. В опорных дружественных странах будут строиться торгово-логистические центры, промышленные парки. Это поддержит наших экспортеров, позволит им выйти на новые рынки. Будем также разрабатывать механизм поддержки логистики по новым направлениям: Латинская Америка, Африка», – рассказал Артур Галиуллин.
Он пригласил предпринимателей и экспортеров Башкирии активнее участвовать в реализации обновленного нацпроекта.
Об экономическом сотрудничестве Минска и Башкирии, промышленном потенциале города в ходе сессии напомнил гость из дружественной Беларуси, заместитель председателя Минского горисполкома Александр Черников.
«Мы высоко ценим партнерские отношения, сложившиеся с Башкирией. В 2023 году товарооборот организаций Минска и Башкирии составил 90 млн долларов. Может быть, это не так много, как хотелось бы, но у нас есть возможности увеличить этот показатель», – подчеркнул он.
О перспективах экономического сотрудничества Башкирии и Беларуси ранее рассказывал «Башинформ».
Кроме того, в ходе сессии опытом продвижения своей продукции в России и за рубежом поделились руководители компаний Башкирии и регионов ПФО.
«Экспортная деятельность – один из главных приоритетов республики, поэтому в Башкирии выстроена довольно эффективная инфраструктура ее поддержки. Эта работа находится под постоянным контролем Главы Башкирии и правительства. Кроме инструментария Российского экспортного центра мы формируем свои меры господдержки: субсидирование затрат на логистику, разрабатываем программу поддержки маркетинговой деятельности и позиционирования на внешних рынках. У нас есть уникальные проекты, признанные одними из лучших в стране: «Скорая экспортная помощь» и другие. Все эти меры дают результат, экспорт растет, несырьевой экспорт Башкирии в сравнении с прошлым годом вырос в два раза и более. У нас сформирована эффективная инфраструктура присутствия республики за рубежом, за последние 5 лет созданы пять постоянно действующих представительств: в Турции, Казахстане, Китае, Беларуси, Узбекистане. По каждой стране сформирована рабочая группа, вся деятельность автоматизирована», – прокомментировал журналистам Рустам Муратов.