Сериал «Я не могу без тебя» на Первом канале только начался, а его уже нещадно критикуют, и вполне заслуженно. Но я всё же хочу за этот фильм немного заступиться.
Здравствуйте!
С первых кадров стало понятно: случилось то, чего я опасалась. И здесь на актёров напялили нелепые парики. Имитировали причёски семидесятых. Или старались омолодить состоявшихся артистов до уровня школьников.
«Я не могу без тебя»: молодые были не молоды
Когда впервые показали десятый класс сельской школы, возникло полное впечатление, что школа эта вечерняя. Потому что семнадцатилетних школьников играют артисты, которым уже под тридцать. А некоторым – хорошо за.
Никита Тезин, исполнитель роли талантливого математика Вити, родился в 1987 году. Дарья Урсуляк, которая играет будущего модельера Лизу – в 1989. И по ним это видно.
Всё понятно, конечно. Современные косметологи внушают клиентам, что благодаря вложенным деньгам они выглядят моложе. Артисты и правда прекрасно выглядят. Но не настолько, чтоб себя за школьников выдавать.
В итоге, когда суровый папа замахивается на непокорную Лизу отеческим ремнём, это выглядит не как воспитательный процесс, а как криминальный. Жутковато.
После такого диссонанса уже не смущает, что эти школьники вместе со всей своей деревней потерялись во времени и пространстве.
«Я не могу без тебя»: где эта улица, где этот дом
Я не могу помнить первую половину семидесятых в силу возраста. Но режиссёр-то должен. Юрий Мороз 1956 года рождения. Просто поразительно, что он допустил столько ляпов, заметных невооружённым взглядом.
То, что в малокомплектной сельской школе такое созвездие талантов, способных покорить столичные вузы – это как раз не удивительно. Самородков в России много. Но вот то, что эти талантливые дети живут в странном мире, вызывает вопросы.
Да, в деревнях не было личных телефонов. Но чтоб не знать о том, что эти телефоны существуют – это уже перебор. А тут столичный фарцовщик объясняет деревенскому простачку, что такое телефон-автомат. Ладно, допустим, тот дальше околицы не бывал. Книжек не читал, фото в газете не разглядывал. Но хотя бы в кино должен был ходить – там бы и увидел.
Тему художника-модельера тоже зря затронули. Поступить на эту специальность без художественной школы за плечами нереально. Какими талантами ни обладай – без школы не обойтись. И без блата.
Но талантливая девушка Лиза не просто рисует модели одежды. Она ссылается на журнал «Бурда». В 1974 году. В деревне.
На русском языке журнал «Burda Moden» стал выходить в середине восьмидесятых. Представить, чтобы в сельскую библиотеку выписывали журнал из капиталистической страны на немецком языке – на это способно только очень развитое воображение.
И при таком высоком уровне фэшн-культуры первые парни на этой деревне не знают, что такое джинсы! Называют их джипсы.
Конечно, носить джинсы довелось тогда не всем. Но чтобы не знали... Это же семидесятые – тогда о джинсах не мечтала разве что деревенская курица.
Тем более что в этой деревне прекрасно ловятся на транзистор вражеские радиоголоса. Вот кто, оказывается, разрушил деревенский уклад.
«Я не могу без тебя»: это просто анекдот какой-то
То, что в отечественном кино есть проблема со сценаристами, думаю, все уже заметили. А сценаристы не сдаются: не могут придумать своё, занимают у народа.
Очевидно, что понятия о деревенской жизни авторы не имеют никакого. Поэтому они решили: почему бы героям не говорить друг с другом анекдотами? Анекдоты кто придумывает? Народ. А герои у нас кто? Тоже народ. Вот и сложилось.
Поэтому герои драмы цитируют последние страницы дешёвых газет.
Я на двух диетах сижу. На одной не наедаюсь.
Жалуешься на бывшего поклонника? Съешь лимон, а то лицо слишком довольное.
Хотя это вовсе не комедия, а драма. Возможно, даже социальная.
«Я не могу без тебя»: одно говорят, другое показывают
Но с этим фильмом не всё так просто. Через привычные стереотипы проглядывает второе дно. Говорят в сериале одно, а не деле выходит другое.
Приехал в деревню парторг. И все сразу: Ах, он бабник такой! Прячьте женщин, сейчас как начнёт всех охмурять!
А что мы видим? Парторг как раз ведёт себя прилично, а порядочные деревенские мужчины подались в охмурители. И кто тут бабник?
Рассказывают нам, как это плохо: лишать детей свободы выбора. Не надо их в родительском доме удерживать, надо отпустить в Москву, в столичные институты. Сейчас вам не прежние времена, у молодёжи крылья!
А что показывают? Реальность, которая ни в какие времена не меняется. В столичных институтах глубинную молодёжь никто не ждёт, именитым писателям плевать на самородков со сталинской высотки, а наивных девочек в большом городе скорее всего ждут неприятности.
И взрослые знают обо всех подобных опасностях.
Можно сказать: дайте молодёжи возможность совершать собственные глупости! У них есть право самим сломать свою жизнь!
Это всё правильно. Когда речь идёт о посторонних. Никто не против, чтоб дети куролесили, но только не свои.
В общем, не то им вражеские голоса нашёптывают. На неправильную дорогу толкают.
Есть и то, что в этом фильме несомненно хорошо. Это песни. Душевные, искренние.
«Я не могу без тебя»: кто поёт и о чём
Вот этой песней всех и заманили. Она звучит в начале каждой серии:
Дети, дети, дети запускают в небо змея.
И чем выше он летит, тем душа светлее.
Задирают головы выше, выше, выше
Те, кто ходит по земле и что стоят на крыше
Песня называется «Ниточки», а исполняет её группа «Замотаев Бэнд»