Найти в Дзене

Радонеж. Земля Преподобного Сергия. Часть 9

Ссылка на часть 1: https://dzen.ru/a/ZtBBg_IBtHjlxUdE?share_to=link

Ссылка на часть 2: https://dzen.ru/a/ZtBGDvxTIQSzx9YE?share_to=link

Ссылка на часть 3: https://dzen.ru/a/ZtBVfWAA8l1U1M3x?share_to=link

Ссылка на часть 4: https://dzen.ru/a/ZtBc848qQx4ChB5H?share_to=link

Ссылка на часть 5: https://dzen.ru/a/ZtBiUYz0C2eib6XS?share_to=link

Ссылка на часть 6: https://dzen.ru/a/ZtBkLzD0MDzbzaVK?share_to=link

Ссылка на часть 7: https://dzen.ru/a/ZtCK3Mte-EbtaD-9?share_to=link

Ссылка на часть 8: https://dzen.ru/a/ZtCM-K5VAwLX0H1e?share_to=link

Радонеж. ХХ век.

ХХ век в России ознаменовался, как век разрушения храмов и искоренение веры. Наступило смутное многолетие и народ не знал сам, что делает. Простые люди цеплялись за то духовное, что коммунизм не успел уничтожить, по крупинкам собирая и оберегая для потомков.

Подобная участь не обошла и Радонеж. Большевики обложили храм очень большим налогом и раз от разу его повышали. Прихожане, как могла, собирали деньги, но в 1938 году, собрать уже ничего не смогли и председатель колхоза М.И.Белов закрыл церковь, а богослужения были прекращены.

Многие священнослужители были подвергнуты гонениям и ссылкам, и много было расстреляно.

Настоятель Преображенской церкви Евстратий (Насенко) дабы избежать репрессий скрывался на чердаках домов у прихожан, а после закрытия храма вовсе был вынужден покинуть Радонежскую землю и уйти на свою родину в Дмитровский район. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Несмотря на то, что по всей стране были разорены и осквернены большинство храмов, церковь «Преображения Господня» не была разграблена основательно.

До войны на месте современной автостоянки, стоял дом священника, но после войны был сломан и на его месте построена свиноферма, а стены храма стали служить зернохранилищем.

С середины 50-х годов церковная утварь понемногу начала расхищаться. Как-то раз, мальчик на свинарнике, среди навоза нашел икону «Воскресения» с окладом Евангелия.

В 60-е годы в Радонеж любил приезжать сотрудник Всероссийского художественного научно–реставрационного центра им. И.Э.Грабаря Федор Федорович Лях (архитектор). Он собирал у местных жителей иконы и книги, которые, возможно и сейчас находятся в фондах музея.

В феврале 1966 года в газете «современная культура» появилась статья подписанная известным писателем Л.Леоновым, скульптором С.Коненковым и художником П.Куриным. В ней говорится, что «Радонеж должен стать заповедным местом в пределах земляных валов крепости и церкви «Приображения».

В январе 1968 года Патриарх Алексий I добился того, что бы Преображенский храм возвратили православной общине и разрешили его открыть. Но здание было в плачевном состоянии и требовало ремонта как снаружи так и внутри. За церковный счет храм в 1969 году был отреставрирован полностью и заново обнесен оградой. В 1970 святейший Патриарх Алексий I умер, так и не открыв и не освятив храм.

Ко времени открытия музея в 1971 году, в храме полностью сохранены 2 золоченых иконостаса, деревянное распятье и росписи на стенах. Утварь же из алтаря подготовленная к освящению, работниками музея была вынесена в чулан. Позднее, в конце 80-х годов, сожжена.

В начале 70-х годов в храме открылся филиал Загорского историко-художественного музея «Выставка древнего Радонежа». В экспозиции выставляются местные археологические находки и исторические карты.

Смотрительницами выставки работали местные жительницы. Многие из них были верующие, они украшали храм и зажигали свечи.

В XX в. большое внимание Радонежу было уделено археологами. Благодаря усилиям Ю.Г.Гендуне, Н.П.Милонова, С.З.Чернова, В.И.Вишневского и А.Е.Бушуева удалось выявить дославянскую историю поселения, уточнить его топографию, собрать значительный материал, относящийся к хозяйственной деятельности и быту радонежцев.

В 1960-1980-е годы государственными органами был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В 1960 г. на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения было поставлено городище, а в 1974 г. как памятник архитектуры республиканского значения — Преображенская церковь. В 1986 г. Мособлисполкомом было принято решение об установлении зон охраны городка Радонежа.

-2

Проект этих зон был разработан научными сотрудниками треста «Мособлстройреставрация» А.И.Семеновой, Т.В.Бугаевой и С.З.Черновым Северная граница зон охраны начинается близ платформы «Абрамцево», проходит южнее г. Хотьково и между городом и пос. Семхоз сворачивает на юго-восток, а затем через лес выходит к Ярославскому шоссе севернее д. Рязанцы. Восточная граница спускается от Ярославского шоссе на юг к западу от деревень Киримово, Шелково и Лычово и доходит до д. Барково Пушкинского района. Южная граница идет от Барково на запад и севернее с. Рахманова выходит к рч. Сумери. Западная граница идет от Сумери на север и близ д. Антипино Сергиево-Посадского района сворачивает на северо-запад к железнодорожному полотну, далее она идет вдоль полотна за платформу «Абрамцево». Таким образом, зона охраны располагается в юго-западной части Сергиево-Посадского и северо-восточной части соседнего Пушкинского района Московской области.

29 мая 1988 г. к юго-западу от Преображенской церкви села был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). И.М.Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: «Здесь нельзя не благоветь к месту, освященному бытноснию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома Святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов — их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет место свято пустым!» 133 года спустя его призыв был услышан. Основанием памятного знака служит овальный полутораметровой высоты холм. На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

В октябре 1989 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж...

В 1990 году в Россию приезжал госсекретарь США Джеймс Бейкер. Ему была организована поездка по святым местам Подмосковья с участием Раисы Максимовны Горбачевой и Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе. Проезжая Радонеж они посетили музей, который располагался в храме. Возможно именно это и послужило новым толчком к скорейшему открытию церкви. В первых числах июня 1991 года храм был открыт для служб, а первые 3 литургии в 1990 году, до официального открытия, в Сергиевском пределе церкви были совершены священником Андреем (Крашенинниковым), с разрешения Загорского музея. С того же времени 18 июля совершается ежегодный крестный ход из села Воздвиженское в село Радонеж в честь праздника обретения мощей Сергия Радонежского. После литургии происходит совместный молебен Преподобному с духовенством Радонежского подворья.

После открытия первым настоятелем храма был игумен Феофилакт (Моисеев) в последствии настоятель Черниговского скита, а ныне епископ Брянский и Севский. В 1991г. в помощь игумену был прислан иеромонах Иоасаф и после того, как отца Феофилакта перевели в Черниговский скит, стал настоятелем «Преображенского храма».

В июле 1992 года подворье возглавил игумен Нектарий (Мехальчук), ныне настоятель мужского монастыря Оранской Божьей Матери Нижегородской епархии. За те 12 лет, когда игумен управлял подворьем, была призведена колоссальная работа по восстановлению храма и облагораживанию святых источников. Но восстановление исторических реликвий было не самым главным делом отца Нектария. Своим первейшим долгом он считал спасение души человеческой.

Несмотря на то, что пришлось пережить стране более чем за полувековую разруху, святая земля Радонежская несет людям свет и надежду на лучшую жизнь. А настоятели храма чтят заветы преподобного игумена земли русской – Сергия Радонежского – любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем межественного самоотречения. И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живет в духовном мире и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Продолжение читайте по ссылке:

Ссылка на часть 10: https://dzen.ru/a/ZtFlZ8_dT0xsrn6W?share_to=link