Я понимаю, в молодости, как говаривала моя умная бабушка, и луна была ярче, и ночи жарче, но когда я начал работать учителем в 1973 г., завуч потребовал «положить на стол 25 августа» 2 (ДВА!) документа: годовое планирование уроков по предметам и план воспитательной работы в классе, где я назначен классным руководителем. Всё!
В конце каждой четверти на листочке учителя сдавали отчёт по предмету: пройдено... тем, проведено ...уроков, в классах отличников ..., двоечников ..., имеют 1 тройку ... (нужно добиться, чтобы они стали «хорошистами»).
Затем зам. директора по ВР требовал по воспитательной работе: проведено классных часов ..., экскурсий ..., встреч с интересными людьми... .
Да, еще после каждого мероприятия, которое готовил с классом или старшеклассниками автор, учитель литературы (а вечер, спектакль, праздник обычно продолжались до 21-30) наутро директор требовал предоставить ему на проверку конспекты тех уроков, которые автор должен сегодня проводить – отношения у нас были натянутые.
В начале 1990-х появились профессиональные категории для учителей: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории.
А потом началось: аттестации стали регулярными, появились списки необходимых для аттестации документов, которые нужно было представить в комиссию, причём в это же (?) время исчезли из РОНО и ГорОНО методисты и появились «ведущие специалисты».
В чём разница? Методист – это бывший хороший учитель, приглашённый на работу в ОНО, который приходил к тебе на урок, внимательно слушал, конспектировал и затем подробно анализировал твою работу, рекомендовал, одобрял или ... не очень, но это был педагог-мастер, способный оценить и при необходимости помочь.
Ведущий специалист никуда никогда ни к кому не приходил – он сидел в департаменте, и к нему нужно было нести множество документов, которые «характеризовали деятельность учителя и его профессиональное мастерство». Если учитель претендовал на повышение категории, к нему посылали пару учителей и доцента кафедры института повышения квалификации.
Но главным стало правильно оформить документы! А их становилось всё больше и больше, и появилась горькая фраза: «Педагог – это специалист, которому ученики мешают работать с документами!»
А сейчас с сентября 2024 года в российских школах начнут проверять компетентность учителей, чтобы объективно оценить работу образовательных учреждений. Подробности об этом рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
А вы знаете, что Россия достигла невиданных высот в образовании?
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что цель вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования была достигнута досрочно.
Правда, Россия прекратила участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования: в 2023 г. Россия отказалась от участия в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS - исследование проводится в четвертых и восьмых классах раз в четыре года – это позволяет проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс.
Годом ранее Россия приостановила участие в другом международном исследовании – PISA (Programme for International Student Assessment), которое оценивало образовательные достижения школьников 15 лет: проверяется математическая, естественно-научная грамотность и грамотность чтения.
Помимо PISA, приостановлено участие России в TALIS, оценивающем уровень подготовки учителей, а также в проверке компетенций взрослого населения.
Нам иностранцы не указ. «У нас наработан свой хороший опыт, позволяющий делать расчеты с высокой точностью», – отметил руководитель Рособрнадзора.
Но останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому теперь качество общего образования во всех школах России будут оценивать по 69 показателям.
«Мы сформировали такой пул вопросов для этого исследования для учителей, которые полноту картинки раскрывают. Его профессионализм, его подготовку в плане психологии, его подготовку в плане методологии», – отметил Музаев.
Он добавил, что осенью апробируют модель, при которой будут оценивать не только результаты детей, но и результаты учителей.
Индекс объединит 69 показателей, которые разделят на три основные области: уровень подготовки детей, компетенции учителей, качество образовательной инфраструктуры.
По этим показателям планируют оценивать школы, муниципалитеты, регионы и общее образование в стране в целом.
Планируется комплексная оценка по трем группам параметров:
1. Будут оценивать уровень подготовки детей и оценки за ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Важный вопрос: а что делать с теми учениками, которые ходят к репетиторам?
2. Будут оценивать оснащенность школ. Важный вопрос: что делать сельским школам, в которых 3 ноутбука – это роскошь?
3. Будут оценивать компетенции самих учителей. Важный вопрос: по каким критериям оценить умение учить?
Алексей Владимирович Савватеев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, член-корреспондент Российской академии наук, опубликовал «Манифест спасения массовой школы в России», в котором призвал к возрождению педагогического образования, уменьшению бюрократической нагрузки на учителей и выступил против навязывания дистанционного обучения.
Его заявление предельно просто:
Я всегда говорил, что Рособрнадзор – это просто орган, который можно просто как зуб (гнилой) вырвать, и я всё больше начинаю в этом убеждаться.
Я не знаю, как иначе сказать, они довели до того, что никто не идёт в учителя, и теперь ещё оставшихся героев, СУПЕРГЕРОЕВ, они собираются тестировать... У меня нет ни малейшего доверия к людям, которые будут эту проверку проводить. Цель очень простая, создать ещё больше проблем, чтобы люди поскорее сбежали.
Это не мои слова – это автор многих книг, телеуроков, методичек считает, что идёт систематическое уничтожение остатков учительства и разрушение российского образования.
Сам А.В. Савватеев высказался и о том, что предложение ликвидировать ЕГЭ, которое многие радостно восприняли, становится очередной ошибкой министерства.
Напомню: в Госдуму уже внесен законопроект об отмене ЕГЭ, первое рассмотрение запланировано на октябрь.
Посмотрите, что думают по этому поводу руководители ведущих вузов страны, которые никак не заинтересованы в лоббировании ЕГЭ.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:
- ЕГЭ как механизм проверки знаний, полученных в школе, необходимо оставить. Он дает возможность выбора вуза для школьников из разных регионов нашей страны. Иногда университеты сталкиваются с тем, что молодой человек, который учился на одни пятерки, вдруг не сдал экзамен. Даже мы, взрослые, бываем в разных ресурсных состояниях и не всегда можем показать лучший результат по психологическим, эмоциональным причинам. И сегодня у школьников есть возможность повторно сдать экзамен, думаю, можно дать школьникам возможность выбора.
Максим Демин, и.о. ректора БФУ им. Канта:
- Никаких радикальных изменений нам сейчас, конечно, не нужно. Но вот что волнует: хочется привлекать в вуз не только ребят с классными энциклопедическими знаниями, но и склонных к исследовательской деятельности. А вот как это выявить через ЕГЭ - пока не очень понятно. Хочется «зацепить» это через ЕГЭ. Возможно, через включение в экзаменационные материалы каких-то практических заданий, экспериментов.
Михаил Погосян, ректор МАИ:
- Система ЕГЭ себя оправдывает. Но любой механизм совершенствуется, и ЕГЭ не исключение. Главное – мы все заинтересованы в том, чтобы Единый госэкзамен не превращался в испытание нервной системы наших школьников.
Алексей Лубков, ректор МПГУ:
- В свое время я был противником ЕГЭ, а сейчас я противник отказа от Единого. Но меня, как и многих моих коллег, не устраивает существующий общий подход к ЕГЭ по гуманитарным предметам. Мы не видим человека. Это неправильно. Здесь много тонких моментов, а вместе с тем это должен быть единый экзамен для всех. Так что обсуждение необходимо продолжать.
И ещё один довод: все системы аттестации, проверки, контроля и учеников, и учителей «придумывают» «ведущие специалисты», которые реально в школе не работали! Напомню, у министра образования педагогический стаж – 1 год.