Найти тему

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме.

Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый.

Особенности детей, оставшихся без попечения родителей: 

1.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками.

В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. 

2.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений.

Дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, а дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. 

3.Проблемы нравственного развития личности воспитанников.

Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений. 

4. Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей.

Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

5. Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств, обрабатывая которые, мозг развивается.

Почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность.

6. Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными.

7. Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка: Импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Вторым фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми.

В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности.

1. Тревожно-амбивалентная привязанность

Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны. Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания.Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.

2. Дети с избегающей привязанностью

 довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых. Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими. 

3.Дезорганизованная привязанность. 

Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись. Такой ребенок сначала обращался за эмоциональной поддержкой , а в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

 Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации является: 

1.способность к расширению границ пространства жизнедеятельности 

2.способность к самоопределению 

3.способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.