Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый.
Особенности детей, оставшихся без попечения родителей:
1.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками.
В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа.
2.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений.
Дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, а дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.
3.Проблемы нравственного развития личности воспитанников.
Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
4. Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей.
Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.
5. Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств, обрабатывая которые, мозг развивается.
Почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность.
6. Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными.
7. Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка: Импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.
Вторым фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей.
Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми.
В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности.
1. Тревожно-амбивалентная привязанность
Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны. Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания.Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.
2. Дети с избегающей привязанностью
довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых. Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими.
3.Дезорганизованная привязанность.
Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись. Такой ребенок сначала обращался за эмоциональной поддержкой , а в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.
Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации является:
1.способность к расширению границ пространства жизнедеятельности
2.способность к самоопределению
3.способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.