Найти тему

Радонеж. Земля Преподобного Сергия. Часть 8

Cсылка на часть 1: https://dzen.ru/a/ZtBBg_IBtHjlxUdE?share_to=link

Ссылка на часть 2: https://dzen.ru/a/ZtBGDvxTIQSzx9YE?share_to=link

Ссылка на часть 3: https://dzen.ru/a/ZtBVfWAA8l1U1M3x?share_to=link

Ссылка на часть 4: https://dzen.ru/a/ZtBc848qQx4ChB5H?share_to=link

Ссылка на часть 5: https://dzen.ru/a/ZtBiUYz0C2eib6XS?share_to=link

Ссылка на часть 6: https://dzen.ru/a/ZtBkLzD0MDzbzaVK?share_to=link

Ссылка на часть 7: https://dzen.ru/a/ZtCK3Mte-EbtaD-9?share_to=link

В конце XIX в. в селе насчитывалось 55 дворов. Крестьяне села, как и все в округе, сеяли рожь, овес, горох, сажали картофель. В связи с нехваткой земли и ее малым плодородием многие из них уходили в прислуги, занимались ткацким и столярным промыслами, работали фольговщиками на ближайших предприятиях. В начале XX в. земские власти разрешили использовать под кладбище городище, которое до этого отдавалось то под пахотное поле, то под выгон.

В конце XIX века игумен Ипполит (Яковлев) – известный старец, духовник, лаврский библиотекарь построил на территории древнего городища XIVвека часовню и школу. По приданию там находился дом, в котором жили бояре Кирилл и Мария. Место это стало носить название пустыньки схимонахов Кирилла и Марии. В 1902 г. Земские власти разрешили использовать это место под кладбище.

Старец умер накануне ареста (ноябрь 1937 года) в 93-летнем возрасте.

С первой четверти XIX в. село Городок стало привлекать внимание историков, археологов, любителей старины. В 1821 г. его посетил польский исследователь древностей славянских народов З.Д.Ходаковский. В своем«Донесении о первых успехах путешествия в России» он отметил наличие городища в селе и поля под названием Белые Боги рядом с поселением.

Профессор Московского университета И.М.Снегирев в ряде своих путеводителей 1840-1850-х годов, посвященных Троице-Сергиевой лавре и Троицкой дороге, впервые познакомил широкий круг читателей с историей поселения и его памятниками.

Ценно замечание Снегирева о том, что площадка городища совсем недавно была распахана. По приданию, которое он записал, в древнем городе Радонеже в XIV – XV в.в. было два монастыря и семь церквей. Он писал по этому поводу: «Судя по прежнему быту и обиходу, это было возможным, по тому что церкви и монастыри строились очень малые и укромные». Первая церковь – «Рождества Христова» - стояла при въезде в Радонеж со стороны Москвы; вторая – «Петры и Павла», третья – «Афанасия и Кирилла» - святителей Александрийских, четвертая церковь «Преображения Господня» - находилась там, где в поле между Радонежем и селом Воздвиженское сейчас растет одинокая береза. Название остальных храмов неизвестно. Упоминал исследователь и близкое расположение к городищу урочища Белые Боги (ссылаясь на Ходаковского), отметив при этом то, что о языческих временах говорит не только название святилища Белые Боги, но и название бывшего города и всего района – Радонеж (Радонеж – радуница – радение).

В 1857 году путешествие в Радонеж совершил известный историк и литератор славянофил Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860). Находясь в имении своего отца а Абрамцево, он с товарищами почтил своим вниманием историческое место. Экскурсия была впоследствии освещена в очерке «Рассказ из деревенской жизни», опубликованный в газете «Молва», которую издавал Константин Сергеевич.

Аксаков тоже записал у крестьян села Городок предание о том, сто на месте их села существовал древний город Радонеж. Он был очень удивлен исторической памятью жителей села, которые рассказали следующее: «…мы были прежде князя Андрея Радонежского, тому уж пятьсот лет, здесь было семь церквей и город Андрея Радонежского…»

Указали крестьяне и место урочище Белые Боги, причем описание совпадает с рассказом З. Ходаковского. По опросам, в урочище должны были лежать пять камней, которые, прочем, Аксаков не нашел. Услышанное им предание далее гласило: «Сергий Радонежский положил на камни крест. Однако воздвигнуть на этом месте монастырь не удалось – все, что построит днем, ночью-то и разорится. Он пошел отсюда и пришел туда, где сейчас Троица».

Возможно, это случайность, но скорее всего легенда о Преподобном Сергии, подвергающем языческих богов, возникла уже в XIXвеке. Аксаков не ограничился расспросами старожилов. Он посетил урочище Белые Боги (правда безрезультатно). Побывал и на городище, которое крестьяне определяли как место, где преподобный хотел построить монастырь. Писатель описал городище, указав, что площадка его, обведенная по кругу частично разрушенным валом, в то время была распахана и засеяна рожью.

«А что же Белые Боги? – восклицал в конце своего повествования Аксаков: - Я искал их потом, но так и не нашел…»

Для локализации урочища большой интерес представляет запись, сделанная З.Я.Ходаковским: «Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, писал он – узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя… Напоследок один из них и говорит:… есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка. Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала так же про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием – оно близко раздолья или лощины, которую отдельно от урочища, называли Могильцы».

Судя по этому описанию, Белые боги находились к югу от Троицкой дороги (от с. Городок к Лавре), за которой начинались поля с. Воздвиженского. Восточная граница территории, в пределах которой находилось святилище удаленное от с. Городок «не дальше одной версты». Остается очертить западную и южную границы этой территории. Первая устанавливается на основании рассказа К.С. Аксакова о поисках им местонахождения Белых Богов: «Оставивши экипаж у перелеска, - вспоминал он, - мы прошли пешком сквозь него, вышли в поле и скоро по отлогому скату дошли до овражка, в котором сочилась вода. Мы принялись искать всеми силами…» Овражек, или «мочежичка», как назвал его собеседник К.С. Аксакова – крестьянин с. Городок, - это речей Овражец, протекающий в 800 м к востоку от окраины с. Городок. Таким образом, поле Белые Боги находилось к востоку от Овражца, на его левом берегу.

По З.Я.Ходаковскому, поле Белые Боги было отделено лощиной от «урочища … Могильцы». Это указание позволяет определить южную границу района. Местоположение урочища Могильцы устанавливается с большей точностью по рассказам старожилов. Межевание 1617 г. не только подтверждает такую локализацию, но и сообщает, что ранее здесь существовала «деревня Могилки», которая к 1588 – 1589 г. обратилась в пустошь Могилецкую.

Очертив границы, в пределах которых по приданию располагались Белые Боги, можно прийти к выводу, что со святилищем следует идентифицировать селище второй половины XIII-XIV в., которое обнаружено в 350 мк северу от селения Могилки. На селище был найден крест нательный с трехлепестковым криновидными концами и ромбиком в средокрестии, датируемый XIVв. Селище занимает мыс в южной части поля Ржавец. С запада оно ограничено одноименным ручьем. По берегам ручья находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем или «мочежинкой». Именно здесь на берегу «мочежинки», в середине XIXв., по свидетельству местных жителей, лежали «белые камни». Район ключей на Оржавце – одно из немногих мест, вблизи Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах. Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, вблизи которых вытекают ключи. С распространением христианства дуб стали почитать как земное отражение райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов.

Особый интерес вызывают легенды, относящиеся в Поклонной горе и ее окрестностям. Путеводной нитью для их историко-топографической интерпретации служит древняя Переяславская дорога, о которой необходимо сказать несколько слов.

Поклонная гора расположена в 3 км в северу – востоку от с. Городок. Дорога к ней, в настоящее время заросшая лесом, называлась в XIXв. Троицкой. В 1617 г. это была «Слобоцкая старая» дорога, т.е. путь на Александрову слободу, потерявшей к тому времени значения. В 1542/1543 г. дорога именовалась «Большой Стоговской» и вела на Переяславль через Стогов монастырь (на р. Молокче) и Александрову слободу, оставляя Троицкий монастырь далеко на западе.

В свете этих данных обратимся к рассказу «Жития Сергия Радонежского» о Стефане Пермском.

Около 1390 г. Стефан направлялся «от Перми… к господствующему граду Москва … путь же он, - отмечает Епифаний Премудрый, - им же идяше епископ, отстоит от монастыря святого Сергия яко поприщь 10 или вящее». Не имея времени на то, что бы побывать в монастыре, Стефан остановился на своем пути «противу обители святого» и благословил Сергия, сказав: «Мир тебе, духовный брате!» Находившийся «в тот час» на трапезе Сергий, «уразумев… духом, еже сотвори епископ Стефан», отвечал ему: «Радуйся и ты, пастуше Христова стада». Епифаний сообщает далее, что Сергий «назнамена же и место», в котором останавливался Стефан. «Память чудесного сближения святых душ» была увековечена сооружением деревянного креста и часовни над ним, а место это получило название Поклонной горы. В XVIIв часовня была выстроена на камне. « На Поклонной горе, - писал о ней И.М. Снегирев, - стоит старая каменная часовня с шатровым верхом, на подкормах, выступающих с четырех сторон. В ней водружен древний огромный осьмиконечный крест из дубовых брусьев, обитый липовыми досками, с изображением на одной стороне распятия Господа Иисуса Христа, а на другой – преподобного Сергия… Через дорогусвятой прудок, по преданию ископанный самим преподобным Сергием». В 1932-1935 гг. часовня была разрушена. В настоящее время сохранилась лишь окружавшая ее роща и заросший пруд, близ которого прослежен культурный слой XV – XVI вв.

Поскольку Большая Стоговская дорога в XVIв. Вела на Переяславль через часовню Крест, оставляя Лавру в стороне, можно идентифицировать ее с тем путем, которым шел из Переяславля в Москву Стефан Пермский. Описание этого пути находится в рассказе Епифания Премудрого об окрестностях Троицкого монастыря впервые 15 лет его существования: «Великий же и широкий путь вселюдской отдалече, не приближаася места того (Троицкого монастыря) ведяшеся». Епифаний отмечал отсутствие в тот период «пути пространного» к монастырю: «некоею узкою и прискорбною тесною стезею, аки беспутием, нужахуся приходити к ним». Лишь во второй половине 1350-1360 – х годов к Троицкому монастырю была проложена дорога, которая в XVв. стала играть роль главного тракта из Москвы в Переяславль.

Продолжение читайте по ссылке:

Ссылка на часть 9: https://dzen.ru/a/ZtCOBvIBtHjluQpC?share_to=link

Ссылка на часть 10: https://dzen.ru/a/ZtFlZ8_dT0xsrn6W?share_to=link