Моё знакомство с романом 2 года откладывалось на потом. По 3 причинам: я настороженно отношусь к книгам, которые хвалят все, ничего не знала об авторе и не очень люблю исторические романы.
Когда же я начала читать книгу, она настолько завладела моими мыслями, чувствами, настолько я сжилась с героями, что не знала, как будем расставаться.
Немного об авторе
В том, что автор "в теме" сомневаться не приходится. Ирина Измайлова 9 лет проработала в Исаакиевском соборе. Вынуждена была уволиться из-за разногласий с администрацией - не хотела проводить среди посетителей антирелигиозную пропаганду и ратовала за возвращение собора Русской Православной Церкви.
В главном автор придерживается фактов, но всё-таки это художественная, а не документальная проза. И тут автор - филолог по образованию - тоже на высоте.
Удивил тот факт, что роман впервые был издан писательницей за свой счет аж в 1992 году.
О романе
Мы знакомимся с солдатом наполеоновской армии Огюстом Рикаром (так его тогда звали) во Франции, в военном госпитале, где раненый, в бреду он впервые видит образ будущего собора. И нельзя умирать, пока не построишь его.
Я видел реку... широкую, цвета ртути... сильную, холодную реку! Я видел всадника в лавровом венке... а за ним, за его спиной - храм... Светлый мрамор и красные гранитные колонны...
Мы прощаемся с Августом Августовичем Монферраном, петербургским зодчим, увидевшим свое главное творение завершенным.
Сорок лет, как каменная гора, лежат на моих плечах. Сорок лет крыльями раскинулись над моей головой. Откуда у меня такие слова? Что творится в душе моей, переполненной счастьем и будто выгоревшей дотла? Я сжег её за эти сорок лет во имя моей мечты.
Сколько всего вместили эти 40 лет!
Француз, приехавший в северный город, не подходивший ему по климату, с этим городом сроднился. С ним пережил сильнейшее наводнение, восстание, холеру. Здесь узнал, что такое предательство и настоящее горе. Здесь же обрел любовь, семью, друзей, преданных на всю жизнь.
Монферран работал на износ - иначе не успеть закончить Собор - и того же требовал от других. Буквально на костях построен Исаакий.
А другой мужик всё плакал и повторял: "На такое посмотреть и умереть... Всем народом русским построено чудо сие!"
- Так и сказал?! - встрепенулся Огюст. - Построено всем русским народом?
Да. - Алёша улыбнулся. - Так и сказал. Всем народом.
- И мною тоже... - проговорил архитектор дрогнувшим голосом. Вот ведь лучшая похвала моему труду....
Что самое притягательное для меня в романе?
📚 Живые образы, яркие и сильные характеры.
Я люблю читать о людях, целиком посвящающих себя Делу. Таков в романе не только Монферран, но и Росси, и в какой-то степени Брюллов, хотя они совершенно разные.
Не менее притягательный образ - жены Монферрана Элизы, всю свою жизнь отдавшей мужу. Один из героев говорит о ней - единственная их тех, кого я знаю, кто любит не для себя.
Удивительная женщина, смелая, сильная, мудрая. Многое ей пришлось вынести - и Монферран не был святым, и их жизнь не была простой.
Женщин-то много. И полюбят вас многие, как вас не полюбить.. А иная и поймёт, если душа большая.... А вот прожить рядом с вами тенью вашей, да в вашем свете не померкнуть, а ярче разгореться, не остыть, а вас согревать много лет, и никем не быть, и всем быть для вас, так разве кто ещё сможет?
А это после смерти мужа:
- Я, Мишель, для того и жила на свете, чтобы изредка делать для него то, чего не мог бы сделать никто другой.
Слова эти были сказаны просто, и голос говорившей был тих и ровен, но в тоне её прозвучало самое страшное - не только "я жила", но "я больше не живу"...
📚 По-другому смотрю на много раз виденное.
Можно прослушать сколько угодно экскурсий и прочитать статей, но для меня участники событий ожили на страницах книги.
Я, конечно, знала, как строился Исаакиевский собор, какой это был каторжный труд и техничекий прорыв. Но только после романа в полной мере осознала, сколько человеческих жизней принесено в жертву этой красоте, сколько причастных к нему, оставшихся безымянными, безысвестными.
Трогает до слёз эпизод, когда Монферран осматривает только что изготовленные двери собора, на которых изображены монахи и святые, и вспоминает, как скульптору позировали для этих изображений простые рабочие:
- А они не святые? - Огюст тронул рукой голову одной из бронзовых фигурок. - Вот эти люди, которые здесь теперь навсегда? Разве они не святые?
Или вот, например, памятник Николаю I, созданный Клодтом по проекту Монферрана:
Вот что видит управляющий Алексей Васильевич, когда зодчий показывает ему свой рисунок:
Это - Медный всадник наоборот. Тот летит, скачет, рукою, мыслию посылает коня своего вперед, и конь под ним огромный, а всадник на нём легкий. А тут всё наоборот будто бы. Конь лёгкий, а всадник тяжелый, большой. И никуда не скачет, хотя, видно, конь готов скакнуть, да вот всадник медлит, не решается или, может, не видит, куда направить коня. Будто застыли оба в сомнении, в растерянности. И узда режет рот коню.
Сравним с Медным всадником:
Монферран объясняет свой замысел:
Памятник царю - это всегда памятник времени, в которое он правил, и самому правлению, правда? Что же мне делать, если так было?... И может, не меньшим подвигом государя было удержать коня, Россию то есть, от прыжка, не дать равануть незнамо куда, не позволить свернуть с пути... Трудное время, трудно царство.
Словом, друзья, рассказывать об этой книге можно бесконечно, цитат наскринила на 10 статей, но лучше просто читайте роман.