"Моё слово верное прозвенит,
Буду я, наверное, знаменит.
Мне поставят памятник на селе,
Буду я и каменный - навеселе!"
(Николай Рубцов)
Читаем с сыном стихи. Не детские - взрослые. Детские он и так в школе прочтёт, а мы - чуть-чуть с опережением. Я это по себе помню: даже если не всё понимаешь из того, что читаешь, видишь, слышишь - когда уже в старшем возрасте снова с этим встречаешься, то это уже кажется родным.
У меня, например, так было с пьесой Григория Горина "Дом, который построил Свифт". Когда первый раз посмотрел (в детстве) - решительно ничего не понял. При следующей встрече через 10 лет - проникся. И не раз ещё перечитывал.
И с Макаренко и его "Педагогической поэмой" так было. Мельком в детстве услышал это название, когда смотрел любимый сериал про Петрова и Васечкина. А потом ещё в седьмом классе учительница нам зачитала главу - я из неё запомнил только то, что Макаренко почему-то ударил воспитанника Задорова. А вот когда я уже заканчивал четвёртый курс университета и готовился ехать работать в сельскую школу - то прочитал эту книгу залпом. И периодически к ней возвращался, не менее 50 раз.
Читаем с сыном взрослые стихи. Учимся подавать, декларировать, чувствовать. По 4 стихотворения за встречу. Точнее, по 8: 4 сын вслух читает, 4 слушает в моём исполнении. Николай Рубцов, Борис Скотневский, Михаил Матусовский. Тютчева тоже читаем. Что-то напрямую из живой книги, что-то из виртуальных.
"Я не знал безответной любви, -
Не от счастья зависело это.
Просто мёрзли в душе соловьи,
Если песня была без ответа.
Я страдал и стенал, и шалел...
А потом сам себе сделал милость:
Сколько раз я себя пожалел,
Столько раз у меня получилось.
Натянулась и лопнула нить,
И осталась почти незаметна
Пропасть между желаньем любить
И талантом любить безответно..."
(Борис Скотневский)
С книгой мы дружим. Возможно, для кого-то это трудная работа - читать. А для нас - дружба, плюс немного тайны и игры. Полезной радости - или радостной пользы.
Встреча. Событие.
Не всегда, правда. Мы пробовали читать "Тимур и его команда" - как-то со скрипом шло. Нет, и я вслух читал и сын - но я чувствовал, что... лучше пока отложить.
Хотя других советских детских авторов - по многу раз. Причём сам, без меня. Те же Гераскина, Носов, Драгунский.
И тут я вспомнил.
Раз уж дружим с интернетом, то поищем там книги, которые пока в магазинах не продаются. Хорошие, но не очень известные авторы.
Как Юрий Третьяков, например. Один из самых моих любимых. Случайно прочитал на каникулах в деревне под Воронежем его книгу - и всё. На всю жизнь.
- "Приключения Мишки Мочалкина" или "Рыцари Берёзовой улицы"?
Важно, чтобы у ребёнка был выбор. Пусть даже в рамках того выбора, который предлагают взрослые.
- Давай про Мишку Мочалкина!
И мы оба, не как отец и сын, а как два мальчишки, заваливались на широкий диван, ставили туда ноутбук и читали. Сам не ожидал, что буду снова, как в детстве, читать с горящими глазами, забывая обо всём вокруг. И сыну передастся. Ведь живо написано - про хороших людей. И при этом ЖИВЫХ людей - неидеальных мальчишек и девчонок, таких же неидеальных взрослых. И вроде бы там игра, шалости, безделье и беспутность и мечтательность детская. А вот поди ж ты - как-то само собой, среди этих всех шалостей и проказ, получается, что мальчишки помогают своему сверстнику, который не может ходить, только на коляске передвигается. И эта помощь приводит к тому, что мирятся между собой два враждующих "племени" в дачном посёлке.
И неправда, что такое только в то время было возможно, а сейчас "никому ничего не надо". И сейчас дети и взрослые мечтают, дружат, помогают, защищают. Если только не зашориваться, научиться видеть хорошее.
И читать хорошие книги. Это не прятки от жизни, через хорошие книги мы меняем жизнь к лучшему, проверено...