В июне 2024 года Всемирный альянс по бенчмаркингу (WBA) опубликовал свой первый социальный рейтинг, в котором оценил, насколько 2 тыс. самых влиятельных компаний мира соответствуют трем “фундаментальным ожиданиям” общества, таким как соблюдение прав человека, обеспечение достойной работой и соблюдение этических норм. Оказалось, 90% компаний из рейтинга не соответствуют этим ожиданиям даже наполовину. “Солидарность” излагает результаты исследования и поясняет, на чем основаны выводы альянса.
СИТУАЦИЯ ТАК СЕБЕ
Сухие цифры рисуют не слишком радостную картину социальной ответственности крупнейших игроков глобального рынка труда. Выручка 2 тыс. самых влиятельных компаний мира составляет 45% мирового ВВП, в их работу напрямую вовлечено 95 млн человек, еще сотни миллионов участвуют в ней косвенно, через производственные и сбытовые цепочки. Благополучие и само существование огромного числа людей зависит от трудовой этики крупнейших работодателей мира. Всемирный альянс по бенчмаркингу (WBA) провел исследование и выяснил, что фундаментальные ожидания общества - соблюдение прав человека и этических норм, гарантия достойного труда - расходятся с реальным поведением этих компаний в сфере трудовых отношений. Полученные данные WBA опубликовал в июне 2024 года в своем первом социальном рейтинге - “социальном бенчмарке”. Из него следует, что лишь 3% из 2 тыс. прошедших оценку компаний выдерживают нормы рабочего времени, отвечающие стандартам Международной организации труда. 98% не раскрывают информацию о гендерном разрыве в оплате труда сотрудников во всех странах присутствия. 95% не публикуют данные о здоровье и безопасности работников, такие как количество и частота производственных травм, в том числе со смертельным исходом.
КОМПАНИИ ИГНОРИРУЮТ ОБЩЕСТВО…
Исследование показывает, что большинство указанных в рейтинге компаний не стремятся проявить заботу и уважение к людям и доказать, что в их деловой практике заложены справедливость и равноправие. Эти работодатели не выполняют и четверти обязательств социально ответственного бизнеса, соответствующих трем “фундаментальным ожиданиям”. Больше 30% фирм набрали от 0 до 2 баллов из совокупных 20. То есть какое-либо положительное влияние таких работодателей на жизнь людей практически не признается обществом. Частный сектор игнорирует свою ключевую роль в сокращении бедности и неравенства, и в контексте кризиса стоимости жизни и растущего неравенства такой разрыв вызывает еще большую тревогу.
…НАРУШАЮТ ТРУДОВУЮ ЭТИКУ
Что касается корпоративной этики, почти 65% компаний, указанных в рейтинге, не принимают публичных обязательств по защите персональных данных своих сотрудников и потребителей, 96% - не публикуют виды пользовательской информации, которую они собирают, которой делятся или к которой имеют доступ. Также более 90% компаний не раскрывают информацию о своих платежах по корпоративному подоходному налогу для каждой из стран, под юрисдикцией которых они работают.
…НЕ СЛЫШАТ РАБОТНИКОВ
Взаимодействие работодателей с заинтересованными сторонами трудовых отношений - представителями рабочих коллективов, профсоюзами, местным сообществом - позволяет лучше соблюдать права работников и создавать достойные условия труда, но только 9% включенных в бенчмарк компаний делают это. У большинства фирм (58%) есть механизм подачи жалоб, который позволяет работникам сообщать о проблемах и добиваться их устранения, однако у работодателей, общающихся с рабочими коллективами и профсоюзами, шанс получить обратную реакцию гораздо выше (73%), чем в компаниях, где такое взаимодействие не налажено (44%).
…НАРУШАЮТ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
80% компаний из рейтинга вообще не заботят риски, связанные с нарушением прав человека. При этом только в отраслях, где такие нарушения наиболее вероятны (текстильная и легкая промышленность, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство), задействовано не менее 160 млн работников. Давление со стороны гражданского общества, профсоюзных организаций и объединений работников, а также действия союзов работодателей и отраслевых ассоциаций играют важную роль в распространении и улучшении практик, нацеленных на соблюдение прав трудящихся.
…НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ
Если исходить из сформулированного МОТ определения, прожиточный минимум должен гарантировать удовлетворение основных потребностей работников, а также потребностей их иждивенцев без необходимости работать сверхурочно. Сегодня лишь 4% ведущих мировых компаний обязуются выплачивать своим сотрудникам прожиточный минимум или уже делают это. Меньше 1% ставят перед собой такую цель. Это показывает, что подавляющее большинство работодателей не планируют сокращать разрыв между ПМ и текущей зарплатой работников. Хотя более 60% компаний раскрывают некоторую информацию о зарплате сотрудников, как правило, речь идет об установленной законом минимальной зарплате в стране присутствия компании. В большинстве стран законодательно определенная минимальная зарплата значительно ниже прожиточного минимума. Только 3% компаний поддерживают выплату ПМ по всей своей производственной цепочке.
…СКЛОНЯЮТ К ПЕРЕРАБОТКАМ
МОТ устанавливает предельное рабочее время - 48 часов при обычной рабочей неделе и максимум 60 часов, включая сверхурочные. Более 40% компаний обязуются выдерживать эти показатели, но только 3% из 2 тыс. компаний соблюдают оба минимальных стандарта рабочего времени. Прожиточный минимум и рабочее время - самые низкие оценочные показатели рейтинга. Более 90% компаний не соответствуют стандартам МОТ.
…НЕ ЗАКЛЮЧАЮТ КОЛДОГОВОРЫ
Коллективные договоры - один из способов заключить взаимовыгодные соглашения между работодателем и работниками. К сожалению, многие трудящиеся по всему миру до сих пор не охвачены колдоговорами. Из 2 тыс. компаний только 30% раскрывают долю своих штатных сотрудников, на которых распространяется действие колдоговора, и только про 1% известно, что они поддерживают заключение колдоговоров у партнеров по производственным цепочкам. Чтобы добиваться улучшения условий труда, работники должны иметь возможность создавать представляющие их интересы организации, например профсоюзы, и вступать в них, не опасаясь последствий.
…ЗАНИМАЮТСЯ НЕПРОЗРАЧНЫМ ЛОББИРОВАНИЕМ
Лишь 11% компаний публично излагают свой подход к лоббированию бизнес-интересов и участию в политике. Всего 5% раскрывают свои расходы на лоббирование. Менее 3% гарантируют, что сторонние консультанты и лоббистские фирмы соблюдают их взгляды на лоббирование и участие в политике. Те компании, которые раскрывают свои расходы, тратят в среднем 14,4 млн долларов США в год на лоббистскую деятельность.
ВСЕ ЛИ ТАК С ПОБЕДИТЕЛЯМИ
Какие же компании, по версии WBA, имеют лучшие показатели? До максимальной отметки - 20 пунктов - не дотянул никто. В группу с показателями 14 - 15,5 пункта вошли 32 фирмы, среди них Unilever, Puma, Danone, Nestle, Marks&Spencer. Они известны - в том числе и по громким протестным акциям против них. Например, пропалестинское движение BDS обвиняет Puma в нарушениях международного права и прав человека. Puma - главный спонсор Израильской футбольной ассоциации, в которую входят команды из израильских поселений на палестинских территориях.
А против компании Nestle в 2021 году шесть граждан Мали подали иск в федеральный суд Калифорнии: они утверждали, что в детстве фактически были рабами на плантациях какао в Кот-д’Ивуаре. По утверждению истцов, они работали долгие часы без оплаты и с очень скудным питанием, а если трудились недостаточно быстро, их избивали кнутами и ветками деревьев. Истцы подали иск против Nestle, утверждая, что компания нарушала права человека, поскольку закупала какао-бобы с плантаций, зная, что там используется детское рабство.
Жирицкая Екатерина, корреспондент "Солидарности".