Пьесы А.Н. Островского уже много лет входят в школьную программу по литературе. Ученики проходят их на уроках, пишут контрольные, а потом забывают. Ну, или, в лучшем случае, после прочтения удивляются, почему же все женщины в этих пьесах в конце погибают, а потом уж точно забывают окончательно.
И ведь действительно, в «Грозе» Катерина бросается в Волгу от безысходности, в пьесе сказке «Снегурочка» главная героиня тает, оставляя обретенного возлюбленного в одиночестве, а в пронзительной «Бесприданнице», с которой большинство знакомо по фильму «Жестокий романс», Ларису застреливает жених. Тенденцию сложно не заметить. И как правило, обыватель, легко все сводит к тому, что Островский просто не любил женщин или же был за что-то на них обижен. Забавно, что на самом деле причина совершенно противоположна. Давайте разберемся, как на самом деле устроены пьесы великого русского драматурга и почему же он по праву может считаться первым феминистом среди русских драматургов девятнадцатого века.
Женщина в театре
Для начала стоит упомянуть о том, какую роль женщина занимала в пьесах того времени. Вовсе не секрет то, что в конце семнадцатого и в начале восемнадцатого века русская драматургия была не очень разнообразна. Строгий век классицизма и триединства (принципа классицизма, при котором в пьесе должно было оставаться единым место, время и действие) подошел к концу, но Чехов и его непревзойденные пьесы все еще не ворвались на сцену. В русских театрах ставились в основном дешевые водевили и зарубежные, французские и немецкие, оперетты, в которых женщина, чаще всего, была объектом стремлений героев мужчин и не проявляла прямого участия в сюжете. Даже в такой великой комедии как «Ревизор», женщины в меньшинстве и выступают скорее определителем успешности Хлестакова. И еще реже в пьесах того периода женщины оказывались главными героинями.
Если принимать это во внимание, пьесы Островского, где главными действующими лицами являются именно молодые девушки, их переживания и жизненная позиция, были не только смелыми, но и новаторскими в какой-то мере. Островский отвергает традиционные шаблоны изображения женщин как второстепенных или исключительно домашних персонажей, свойственные многим его современникам. Он показывает женщин как полноправных участников общественной жизни, наделяя их сложными характерами и глубокими внутренними конфликтами.
Небесные девы Островского
И все же в начале восемнадцатого века театральный зритель уже привык к тропу, при котором женщина нуждается в помощи мужчины, чтобы осуществить свои мечты или выбраться из непростой ситуации. Образ дамы в беде частично унаследован от зарубежных авторов, частично сформирован на основе образа об идеальной, всегда молчаливой женщины, на которую хочется любоваться, о которой хочется писать стихи, но с которой не хочется разговаривать.
Островский же вводит совершенно иной вид героини. Хоть в нем и есть черты прежней возвышенности и благочестия, но каждая из его героинь очень деятельна и способна не только говорить о своих желаниях, но и выполнять их самостоятельно. Описания их переживаний максимально приближены к тому, как описываются переживания мужских героев.
Но также есть кое-что, что объединяет между собой и Катерину, и Ларису и Снегурочку. Каждая из них стремится к настоящей любви. К тому возвышенному образу, что понимается под истинным счастьем. Можно даже сказать, что это для них становится не только главным стремлением, но даже в некотором смысле заменяет для них религию. Но также каждая из них не имеет возможности получить желаемое. Катерина и Лариса влюблены в мужчин, которые не могут по разным причинам взять их замуж, а Снегурочка, что показательно, хоть и стремится к любви, но как только находит ее, тут же погибает, потому что любовь есть душевное тепло, весна сердца, из-за которой холодная Снегурочка тает.
Главная проблема женщин Островского
Девушки во всех трех пьесах находятся в затруднительном положении, как и в пьесах большинства пьес восемнадцатого века. Вот только в понимании и мироощущении Островского, героев, которые могли бы их спасти, попросту не существует. Женщины всегда одиноки в своих страданиях, а мужчины, на которых они возлагают надежды, не в силах им помочь, потому что они так или иначе находятся сами нуждаются в помощи. Как, например, Борис, который полностью был зависим от Дикого и просто не мог позаботиться о Катерине, даже если бы согласился взять ее с собой в конце пьесы. Или же Паратов в «Бесприданнице», который также срочно нуждается в деньгах, а потому обманывает Ларису. Мизгирь тоже не в силах уладить противоречия своей возлюбленной, так как он, в отличие от Снегурочки обычный человек. Все эти условия как бы намекают на то, что женщинам в этом мире (в мире гендерной несправедливости, если можно это так назвать) не будет помощи. Поэтому, выбирая единственный доступный им способ, они покидают этот мир. Катерина бросается в Волгу, Снегурочка тает, а Лариса, хоть и была убита другим человеком, с радостью принимает свою участь и умирает с улыбкой на губах.
Социальная критика Островского направлена на институционализированные формы притеснения женщин, будь то через брачные отношения, экономическую зависимость или общественное давление. Его творения не раз вызывали бурные дискуссии, когда они впервые ставились на сцене, так как они предоставляли зрителю возможность взглянуть на мир глазами женщин и осознать масштабы их желания быть услышанными и понятыми.
Таким образом, А.Н. Островский действительно можно назвать первым русским феминистом среди драматургов. Его вклад в развитие женских образов в русской литературе и театре трудно переоценить. Он проложил путь многим последующим авторам, которые стали смелее говорить о правах женщин и их роли в обществе. Работы этого великого драматурга остаются актуальными и в современном мире, продолжая вдохновлять и задавать насущные вопросы о социальном равенстве и справедливости.