Найти тему
МК в Новосибирске

«Пела и плясала»: женщина из индийского племени провела 18 лет на необитаемом острове и пережила всех сородичей

В 1835 году состоялось переселение последних оставшихся индейцев с острова Сан-Николас. Однако, Хуана Мария провела там еще восемнадцать лет — её просто-напросто забыли. Чтобы выжить на необитаемом острове, женщина ловила рыбу и научилась разводить собак. Спустя годы её нашел охотник за мехом Джордж Нидевер.

Фото: Southwest Museum of the American Indian
Фото: Southwest Museum of the American Indian

Племя Хуаны Марии, известное как Николеньо, проживало на острове около 10 тысяч лет. Их долгая история жизнь закончилась, когда группа охотников из российско-американской компании из высадилась на остров Сан-Николас в начале девятнадцатого века. Их целью был мех тюленей и выдр, который очень ценился в то время. Аборигенам это не понравилось. В 1814 году после того, как одного из островитян обвинили в убийстве охотника, большинство жителей Сан-Николаса было истреблено. К 1835 году индейское население острова составляло меньше двадцати человек, хотя раньше их было около трехсот.

Участь аборигенов

Узнав о бедственном положении племени, католическая миссия Санта-Барбары снарядила спасательную экспедицию. Они прибыли на остров, чтобы перевезти оставшихся жителей на материк.

Шхуна спасателей вместе с индейцами незамедлительно покинула остров из-за надвигающейся бури. Однако, среди них не было Хуаны Марии. Считается, что они забыли про нее в спешке. Позже появилась более романтическая версия, согласно которой Хуана Мария бросилась за борт и доплыла до острова, когда узнала, что там забыли её ребёнка.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Многих островитян высадили в бухте Сан-Педро. Но жизнь каждого из них вскоре оборвалась — у индейцев не было иммунитета к заболеваниям Старого Света. Последний мужчина из их рода, которого звали Черный Ястреб, ослеп и умер.

Выживание

Через некоторое время Хуана Мария осталась единственной представительницей Николеньо. Командир шхуны спасателей Чарльз Хаббард хотел вернуться за ней, но не смог. Сначала ему срочно потребовалось отправиться в грузовой рейс, а примерно через месяц его корабль затонул у входа в залив Сан-Франциско.

В результате одинокая женщина провела последующие восемнадцать лет на необитаемом острове. Хуана-Мария охотилась на уток, тюленей, собирала моллюсков и ловила рыбу. Женщина сама построила хижину из китовых костей и китового уса, мастерила одежду из шкур и перьев с помощью костяных иголок.

Дикая женщина

В 1853 году её обнаружил командир корабля и по совместительству охотник за мехом Джордж Нидевер. Он целенаправленно искал Хуану Марию, предприняв до этого три безуспешные попытки. В своих воспоминаниях он рассказывал, что женщина была очень рада видеть капитана и его команду.

Фото: Santa Barbara Historical Museum
Фото: Santa Barbara Historical Museum

«Мы приняли её за старуху, ловко разделывающую тушу кита. На удивление, она нас не испугалась — улыбнулась и поклонилась, заговорив на каком-то неведомом языке. Она была среднего роста, около 50 лет, одета в шкуру, довольно сильная и активная. Зубы сохранились все, но были изношены до дёсен. Её лицо казалось приятным, потому что женщина постоянно улыбалась». Хуана жила в глубокой пещере, потому её так долго не могли найти», — писал Нидевер.

Пела и плясала

Впоследствии Хуана Мария была доставлена в миссию Санта-Барбары. В газетах ее окрестили «дикой женщиной», так как её родного языка никто не понимал. Не удалось узнать ни её настоящего имени, ни её судьбы. Женщине было разрешено жить у капитана Нидевера. Хуана Мария восхищалась лошадьми, наслаждалась вкусом кофе и спиртными напитками. Она даже пела и плясала для тех, кто приходил на неё посмотреть.

На «большой земле» Хуана Мария прожила всего семь недель — её ожидала та же участь, что и её соплеменников. «Дикая женщина» умерла то ли от избыточного увлечения непривычной пищей, то ли от дизентерии.

Перед смертью отец Санчес крестил её и дал испанское имя Хуана-Мария. Она была похоронена в безымянной могиле на семейном участке Нидеверов на кладбище миссии Санта-Барбары.