С древнейших времён человеком была замечена нетленность костей. Они сохраняются в течение длительного времени, в отличие от внутренностей человека (мягких тканей), которые разлагаются очень быстро. Это делает скелет видимым, если не чудесным: от человека, которого уже нет на земле, остаются только кости и остаются долго. При этом череп в отличие от других частей человеческого тела обладает личностными характеристиками: он в условиях отсутствия других способ сохранения внешности родственника является единственным способом оставить потомкам какую-нибудь память.
Люди в древних культурах видели человека частью природы, считалось, что в них протекают те же процессы. Тем не менее, человек отличается от явлений природы или объектов неживой природы, поэтому неизбежно возникал вопрос: что его отделяет и где это «нечто» находится? Нетленные кости в такой системе воззрений выступают отличным решением. В разных культурах искали «жизненную силу» или душу, которая должна отличать человека от мира природы. Вместилищем этой силы стал череп, сохраняющийся на долгое время и одновременно обладающий личностными характеристиками владельца.
Исследователи находят при раскопках неолетических стоянок (новый каменный век, примерно 10-4 тыс. лет до н.э.) кости раскрашенные охрой, что свидетельствует об их использовании в ритуальных практиках. Кельты почитали череп как хранилище священной силы, его красили в яркие цвета, считалось, что в нём продолжает жить душа мёртвого после его смерти. Следовательно, она может защитить от негативного воздействия, даровать здоровье. По этой причине кельтские воины шли в бой, прикрепив на своё оружие головы. Вместе с воином теперь прибывало несколько душ, у него как бы несколько «жизней». По этой причине кельты отрубали головы врагов и даровали её храму, также отрубали и головы товарищей, чтобы их души оставались в общине. Черепам поверженных врагов отводилась почётная роль. Для них в храмах существовали специальные ниши – почётные места. Теперь бывший соперник был как бы принят в общину, и никому не мог сделать ничего плохого, он продолжал служить победителю. Поэтому часто из черепов поверженных врагов делали сосуды, из которых потом ели и пили. Похожие обряды можно найти у разных племён по всему земному шару от германских племён Скандинавии до майя Америки.
В целом, в древних культурах отношение к смерти, вероятнее всего, отличалось от принятого в наши дни. Христианство принесло идею конечности человека и истории: у неё есть начало – сотворение мира и конец – страшный суд. Соответственно и человек после смерти попадает в мир иной, ожидая конца мира. Поэтому символ смерти – скелет с косой – страшный знак, означающий конец земного существования. Скелет, с одной стороны, означает, смерть (полное исчезновение мягких тканей тому доказательство), с другой стороны, жизнь (нетленность костей). Таким образом, христианская смерть как бы существует между жизнью и смертью.
Напротив, в древние времена полагали, что после смерти человек продолжает вести прежнюю жизнь только в загробном мире. По этой причине во многих культурах было принято класть в могилу усопшего еду и другие предметы быта. Они должны были служить умершему и дальше. В то время преобладало цикличное отношение к истории: всё повторяется, и, следовательно, в смерти нет ничего особенного – просто переход в другое состояние. Отсюда вера во многих культурах в переселении душ: жизнь и смерть в таком раскладе предстают как циклы, сменяющие друг друга.
Мостиком к пониманию древних верований являются современные традиции, сохранившиеся с далёких времён. В качестве такого примера можно привести мексиканский День мёртвых, который отмечается ежегодно 1 и 2 ноября. Традиция этого праздника восходит ещё к индийским племенам ацтеков и майя, почитавшим смерть. В этот день мексиканцы устраивают красочный карнавал, танцуют и радуются. Они выставляют фотографии умерших предков, считается, что в этот день они приходят на землю повидать родных. Мексиканцы вспоминают умерших, ждут их в гости и радуются встречи. Символом дня мёртвых является снова череп: люди раскрашивают лица, стилизуя под черепа, готовят угощения в форме черепа. Современный день мёртвых слит с христианской традицией, однако он сохранил много архаических черт. Главная их них отношение к смерти как к празднику: для расстройства собственно не было повода, так как считалось, что жизнь продолжается в другом мире и может возобновиться вновь. Майя и ацтеки вместо фотографий выставляли на алтарь черепа предков, они никогда не покидали семьи, оставались членами общины. Неизменным остался смысл праздника: мы живы, пока о нас помнят. И символом этой памяти снова являются кости.
Итак, в христианской культуре скелет с косой – страшный символ, конец земного существования, день поминания усопших – грустный обряд, а в древних культурах поминание умерших – карнавал, сопровождающийся плясками. Празднование и ритуалы могут меняться, меняется и отношение к смерти, но неизменен символ костей, черепа, который в любой культуре означает одновременно и смерть, и бессмертие.
Военно-медицинский музей приглашает каждую среду в 18:30 на представление «Вечер Анатомического театра». Мы расскажем не только удивительные факты из жизни Везалия (в статье отнюдь не все!), но и об эпидемиях прошлого!