Датский художник Кристиан Сартман написал эту картину в 1873 году, наделав много шума. Что не понравилось его современникам?
Герои картины
Для начала давайте представим героев полотна.
Кристиан VII – король Дании, страдавший шизофренией. Он полулежит, рассматривая попугая.
Каролина Матильда – жена Кристиана и одновременно его двоюродная сестра. Они поженились, когда девушке было 15, а юноше – 17, и в это же время пару короновали. Каролина играет в шахматы.
И более комплиментарный портрет.
Иоганн Фридрих Струэнзе – немецкий дворянин, доктор и фаворит Кристина. Он был приставлен к королю из-за его болезни. Был настолько приближен к монарху, что имел право издавать указы от его имени. Струэнзе составляет молодой женщине компанию в игре в шахматы.
Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская – мачеха Кристиана. Женщина наблюдает за тем, как идет партия между Каролиной и Струэнзе.
Но скандальной эту картину делает не столько легкомысленно-расслабленная поза датского короля (хотя это тоже было вызовом), а отношения, между всеми обозначенными фигурами.
На картине – мгновение перед крахом
Конечно, главные герои, от которых отталкивается весь сюжет произведения – пара, играющая в шахматы. Между Матильдой, сосредоточенно изучающей обстановку на доске, и Струэнзе, взгляд которого устремлен на женщину, в действительности разыгрался роман. Слухи были настолько настойчивы, что нет-нет, да проскальзывала идея, будто дочь наследника на самом деле ребенок немецкого доктора.
На сосредоточенную игру пары совсем не обращает внимание другой герой картины – Кристиан. Он поглощен игрушкой – попугаем, и, вероятно, ему достаточно такого общения.
А вот его мачеха, последний персонаж «Сцены при дворе Кристиана VII», не так легкомысленна. Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская, как будто походя, оборачиваясь, увидела что-то ее заинтересовавшее. Кто-то находит в ее взгляде не любопытство, а гнев. Именно эта женщина толкнула всю разыгравшуюся в реальности композицию так, что две ее фигуры упали – громко и трагически.
Обманчивое спокойствие
Действия картины, по заявлению художника, происходили в 1772 году. В этом году Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская организовала арест Струэнзе. После бала она вместе со своими сторонниками вошла в спальню короля и потребовала подписать приготовленные указы об арестах – доктора, его помощника и Каролины. После ареста уже бывший фаворит признался в связи с женой монарха.
Через несколько месяцев 34-летнего Струэнзежестоко казнили четвертованием, официально обвинив в преступлении против величества.
Каролина была арестована, и вместе с 6-летней дочерью заключена в крепость. После семью монархов развели, женщину выслали в Ганновер. Там через три года она умерла от скарлатины, до последнего вздоха заявляя о своей невиновности. Ей было 23 года.
Почему картина считалась скандальной
Во-первых, положение, в котором полулежал монарх, вызывало вопросы – расслабленно и нетипично для портретов венценосных особ.
Во-вторых, несмотря на то, что между историческим событием и временем написания работы прошло около сотни лет, все понимали, кто какую роль играет в изображаемой сцене и предисловием к какой громкой репутационной катастрофе она является.
Когда работа была готова, появился покупатель, предложивший Сартману за картину баснословные деньги. Художник был польщен и обрадован, но после узнал, что анонимный коллекционер хотел приобрести «Сцену…», чтобы никогда никому ее не показывать. Сделка не состоялась.