Описываю те моменты, с которыми могут столкнуться родители младенца весом от 4000 до 5000 грамм при рождении. Таких детей называют крупными, в отличие от маловесных, нормовесных и гигантов.
У нас в семье воспитывается уже второй крупный ребенок, если исходить из роста и веса. А если брать в расчет рост первенца (более 54 см), то — третий.
Рекомендаций по уходу не даю, жизни не учу, просто описываю как обстоят дела у нас и почему так. Крупные детки между собой сильно различаются.
Все фото в статье мои, размещены не для рекламы или антирекламы, а в качестве иллюстрации для читателей, так как сейчас происходит смена поколений родителей. Начинающие родители без этих фото могут не понять, о чем вообще идет речь. В области детских товаров ситуация быстро меняется, и, возможно, через пару лет эта статья станет "исторической". Кому-то наш опыт поможет, а кому-то — нет.
- Транспортировка младенца.
У нас уже был опыт выращивания крупного младенца. Такой малыш быстро перерастает все сумки-переноски, автолюльки, коляски. Переплачивать за его перемещение смысла не видим.
Сумку-переноску купили б/у, за 500 рублей в Москве, где он и родился, в прекрасном состоянии. Она хорошо подошла для новорожденного.
В Нижнем Новгороде многие родители раньше покупали дорогие вещи для детей, так как больше одного-двух не планировали. Когда дети подрастали — выставляли цену без учета реального износа и спроса на модели товара. Желающих покупать дорогое б/у сейчас немного: рождаемость упала, население сильно закредитовано.
Автолюльку нам отдали знакомые. Она пригодилась нам до 5 месяцев. И к этому сроку ноги малыша из нее уже свисали. Мы использовали автолюльку часто, ездили на автомобиле по городу с младенцем по делам, гуляли.
Коляска нам нужна только до периода пока ребенок не пойдет, то есть до 9-12 месяцев. Ее добывали не меньше месяца, через маркетплейс.
Коляска нам была нужна легкая, узкая (для лифта в советской высотке), трансформер, для ребенка уже сидящего или почти сидящего. Первые три модели коляски при открытии в пункте выдачи оказались б/у, грязными, погнутыми, в неполной комплектации, у одной даже помет нашли. Новой, чистой и полностью укомплектованной пришла только четвертая, самая дешевая модель — коляска за пять тысяч рублей.
Мы детей после 6-9 месяцев обычно не катаем в коляске. Умение ходить на своих двоих для ребенка — это и личное достижение, и польза для здоровья. Гиподинамия — болезнь 21 века, и начинается она не в старости.
Четвертый малыш очень стремится овладеть самостоятельными навыками перемещения, просит доставать его из коляски, если не катим ее. Не истерит.
Как с этим было у других наших детей? Старшие сыновья с РАС предпринимали попытки побега из коляски: первый — с 4 месяцев (пытался выпрыгнуть), второй — с месяца (орал пока не вынут). Приходилось гулять с ними на руках пока сами не пошли.
Третий, нормовесный сын без РАС, с удовольствием катался сначала в одной коляске лежа, потом в другой — сидя. Но чтобы не тормозить развитие его крупной моторики к году от коляски отказались. К двум годам он уверенно ездил на велосипеде.
- Прогулки.
Варианты прогулок, которые мы часто видим в Нижнем Новгороде:
- женщина катит пустую коляску или коляску с вещами, а ребенок идет за ней один или с папой;
- ребенок лежит в теплое время года в наглухо закрытой от окружающего мира коляске, ничего не видит, витамин Д не получает, контакта с мамой не имеет;
- ребенок сидит в коляске, уныло глядя на прохожих, а родители сидят в отдалении за коляской, на лавочке, общаются друг с другом.
Наш вариант прогулок: ребенок видит того, кто его везет и видит окружающий мир, на лавочках сидит с нами на руках. Ходим с ним много дома и на улице, называем объекты, действия, даем познакомиться с разной текстурой, звуками.
Весна и лето в этом году не очень располагали к прогулкам. Но мы старались выбираться гулять. Все время гулять возле дома — это скучно. И мы гуляли в парке "Швейцария", Автозаводском парке, Копосовской дубраве, на территории Щёлоковского хутора, выезжали в Лысково.
В некоторых местах я сама до этого не бывала.
Нижегородская осень в этом году очень теплая и зеленая.
В 5 месяцев я вытаскиваю ребенка из коляски или выношу из дома на руках, чтобы показать как все выглядит в реальности: цвета, листопад, цветы, камни, песок, земля, деревья, кусты, общественный транспорт, автомобили, самосвалы, мусоровозы, мусорки, лавочки, самокаты, велосипедисты, семьи, дети, детский сад, детские площадки, фонтаны, собаки, кошки, голуби, вороны, воробьи. Заодно даю послушать как на самом деле звучат дзынь-дзынь, буль-буль, чик-чирик, мяу-мяу, гав-гав, кар-кар... После таких часовых прогулок сын сразу хочет кушать и спать.
- Время с ребенком.
Малышу не нравится быть одному. Хозяйничаю я тогда, когда ребенок не спит, то есть когда с маленьким возится муж или кто-то из детей. В последние дни стало возможно садить сына в стульчик для кормления и недолго делать что-то под его любопытным взглядом.
На четвертого сына уходит почти все время. Я с ним даже, когда он спит. Если я рядом сижу или лежу, когда он спит, то он и дольше спит, и крепче, и просыпается в хорошем настроении.
Надеюсь, что благодаря этому ему будет легче оторваться от меня и пойти в ясли, когда придет время. Наши сыновья, воспитанные похожим образом, не закатывали истерик в садике на тему "не уходи", "не пойду в сад", "где мама?"
- Физическое состояние.
Первый месяц малыш видел предметы только вблизи своего лица, слух был не очень острый, зрение — преимущественно черно-белое, взгляд удержать на объекте почти не мог. Адресная улыбка и долгий сон в темное время суток были его главными достижениями.
С первых же дней занималась с малышом гимнастикой, чтобы ушел гипертонус из мышц и кулачки раскрылись для щупания и других действий. Трудно объяснить ребенку свойства предметов, если он сам не может их взять, помять, бросить, отдать.
- Игрушки и игры.
С первых дней любил рассматривать цветы на обоях, тканях, рисунки в крупную клетку и полоску.
Первые игрушки: погремушка с желтым и красным шариками (видел только эти цвета в черно-белой массе) и желтая ленточка. Любил наблюдать за мелкими и сравнительно малошумными заводными игрушками, манипуляциями других людей с игрушками. Вешала ему на стенку коробки, в которой он спал, развивающий коврик с ленточками, блестящими пуговицами, кусочками тканей разной текстуры, разноцветными носками и так далее. Сама сшила много лет назад. На первые два месяца этого хватило. Есть мамы-мастерицы, которые несколько разных ковриков шьют, на разный возраст.
С 2 месяцев смотрел короткие (2-3 минуты) развивающие мультики. Играл с мягкой серой мышкой на ленточке как котенок, яркими коробочками от лекарств, крупными пластиковыми кольцами и фигурами, со всем, что имело дырки, шуршало, было мягким или упругим.
Самой удачной покупкой в плане игрушек оказалась цветная клеёнка с желто-красным рисунком. Читатели из Королёва, наверное, узнают производителя. Несмотря на многочисленные и довольно жесткие манипуляции, дыру в ней ребенок сделал только в 5 месяцев.
К 3 месяцам мальчик видел всю комнату и холодные цвета: поняли это потому, что заинтересовался синими погремушками. Играл с ножками и пальцами (своими и чужими), фокусировал взгляд, что-то понимал из речи, рвал бумагу.
В зеркале себя не узнавал (это норма): в каждом зеркале на себя реагировал по-разному, как на чужого малыша.
Когда сердился или требовал помочь уснуть, то выдавал интонации рассерженного кота (дома нет животных).
До 3 месяцев сыну было важно, чтобы его научили пользоваться руками в игре, манипулировать предметами. Совсем не понимал различие между плоским и объемным: упорно пытался потрогать или взять с обоев изображенные на них машинки и цветы.
С 3 месяцев для малыша стали важны присутствие и реакция зрителя на его манипуляции. Игра с мышкой перестала быть интересной. Больше стали интересовать яркие картонные коробочки, оставшиеся от шоколадок и лекарств. Особенно, блестящие, с позолотой, серебрением. Освоил все перевороты (на бок, на спину, на живот) и ползание спиной. Переехал спать из коробки на диван (примотали его к нашей кровати).
В 4 месяца научился противопоставлять большой палец остальным. Осмелел настолько, что стал хватать все, что в зоне доступа, тыкать в каждую дырку, тянуть на себя провода, рыться в своей кровати (прятали в ее углу игрушки). Несешь его, а он одну руку вытягивает и пальцы растопыривает, на удачу, чтобы что-нибудь хапнуть по пути. Научился бросать игрушки под кровать.
В 5 месяцев научился перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интерес к погремушкам заметно угас, а к фигурам, мячикам и шуршащим, шелестящим, тактильным игрушкам, массажному мячику, пакетам, упаковкам — вырос. Стал играть блестящим кухонным половником.
Стали любопытны мягкие игрушки и подушки сопоставимого с собственным ростом размера. Уже не боится таких больших.
Если что-то с таких игрушек можно снять — снимает (но пока не возвращает на место).
Как только исполнилось 4 месяца стали сильно беспокоить зубы. В этот раз купили пирамидку из силикона (без палочки) для незамысловатых игр и облегчения процесса прорезывания зубов. Играет по одному колечку за раз.
- Коммуникация.
В первый месяц речь не понимал. Повторял за нами некоторые звуки, но было видно, что он не понимает, что это ему дает. Удалось объяснить ему всего несколько слов. На втором месяце по мимике и глазам заметили мыслительную деятельность.
В З месяца он уже упражнялся в искусстве коммуникации с нами, ругался, завлекал к себе, предпочитает много бодрствовать днем.
В 4 месяца рассмеялся какой-то шутке, сказанной о нем: его скромного запаса слов хватило, чтобы ее понять.
Сейчас (в 5 месяцев) умеет обращать на себя внимание, когда ему:
- скучно (покашливает, вскрикивает, показывает язык, тяжело вздыхает),
- нужно попасть к родителю (зовет "Мами", "Хмаам", жалуется или ругается на кого-то набором звуков с соответствуюшей интонацией, плачет, всхлипывает, кричит "ААА..."),
- надо срочно подняться / посидеть после еды (топает ногами в стену дивана или кровати, усиленно брыкается лежа, приподнимает голову и плечи),
- хочется на ручки, походить по квартире или на улице (прижимает ручки и ножки к себе так, как будто уже на ручках у взрослого; поднимает спину, имитируя вставание, быстро двигает ногами изображая ходьбу),
- хочется что-то взять, потрогать (тянет руки к предмету, ищет его взглядом),
- голодно (сосет кулачок, мамину или папину руку, тянет мамину одежду на груди на себя, лезет целоваться),
- нужна помощь в засыпании (издает звуки, похожие на скрип двери, имитирует пение, кричит "Ааааа...ууууу...").
Уже даже его братья понимают чего он хочет.
- Тип вскармливания.
Все мои дети во младенчестве питались грудным молоком очень по-разному.
- Первенец отказался от грудного вскармливания через 1,5 месяца, перешел на искусственное;
- второй сын — ел четко по графику до полугода, за раз съедал очень много, рано перешел на прикорм и общий стол;
- третий — самостоятельно отказался от грудного молока в 1 год и 10 месяцев, с 4 месяцев начал кушать кисломолочную продукцию с молочной кухни, потом плавно переходил на общий стол по рекомендациям ВОЗ.
Четвертый сын находится на смешанном вскармливании с самого начала. Расход смеси у нас в месяц составляет 900 грамм (около 2100 рублей). Это одна большая коробка. Недорого, учитывая, что больше 1-3 бутылочек в сутки ребенок не съедает.
Смесь хорошая, с пробиотиками и пребиотиками в составе. Делаем предзаказ в гипермаркетах через интернет: в каталоге она есть, а на полках — нет.
При вскармливании сначала использовали коричневые латексные соски для бутылочек, чтобы обучить малыша нежнее обращаться с маминой грудью. Сейчас пользуемся прозрачными силиконовыми. Благодаря правильному обращению ребенка с грудью кожа успевает восстановиться без крема.
Большую часть времени малыш кушает грудное молоко. С 4 месяцев получает прикорм один раз в день (пюре или кашу) вместо одной бутылочки. Прикорм по калорийности компенсирует одно кормление не полностью, докармливаю грудным молоком.
Сколько раз в сутки ест крупный младенец в совокупности?
Его основной дневной график приема пищи таков: 6 часов утра — 9 утра — 12 часов дня — 15 часов — 18 часов — 20.30.
Между основными дневными кормлениями есть дополнительные: по одному между основными, то есть всего 5 дополнительных дневных кормлений. Итого 11 приемов пищи с 6 утра до 20.30 вечера.
Неважно, чем кормить — смесью или грудным молоком — результат один и тот же: через час-полтора ребенок пуст и жаждет насыщения.
Ночью наш мальчик питается по требованию через каждые два-три часа. 3-4 кормления выходит. Итого 14-15 приемов пищи, а вовсе не 5-6 как на коробках смесей пишут.
При этом с 3-4 месяцев сын в сутки заполняет до предела всего лишь 1-2 подгузника "по-большому", так как грудное молоко легко усваивается.
На фото видно, что ребенок не выглядит перекормленным. Куда же он девает столько еды? На двигательную активность, на бОльшие прибавки в росте, чем в норме (не 1 см, а 2-3 см, к примеру), на развитие интеллекта.
Грудное молоко содержит антитела, необходимые для защиты от инфекций. Сынуля все прививки и инфекции переносит легко, почти незаметно (плохо кушает смесь и беспокойно спит первые 2-3 дня). Вакцинируется по плану.
На лекарства тратиться нам не надо, только на средства ежедневной гигиены.
Пустышки и мобили не используем, нет необходимости.
На диетах не сижу, быстро похудела до своего 48 размера. Питаюсь примерно как при беременности, пью витамины и много жидкости в течение дня, чтобы голова не болела, волосы и зубы не выпали.
Из-за больших суммарных объемов потребления грудного молока у сына в первые два месяца случились:
- нехватка ферментов для расщепления всей потребляемой лактозы грудного молока (педиатр прописала безопасный препарат для улучшения оттока желчи, сдали анализ по окончании курса);
- желтуха грудного вскармливания (победили к 2 месяцам);
- дисхезия (с 3 недели до 2 месяца были трудности с освобождением кишечника, рефлексы ушли, пришлось малышу учиться тужиться с полным сознанием дела куда и как);
- колики (случились один раз, но и 15 минут нам хватило, чтобы понять, что три часа подряд такого ора нам не выдержать, победили опытом).
- Прикорм.
Введение прикорма у крупных младенцев может сильно отличаться от предписаний ВОЗ.
Прикорм четвертому сыну ввели с 4,5 месяцев (хотя ВОЗ рекомендует с 6 месяцев), потому что реально ребенок созрел во всех смыслах.
Кормили сына сидя: усаживали к себе на колени, удерживая рукой или в стульчик для кормления с ремнями безопасности. Купили его новым, пять лет назад, за тысячу рублей.
Через ниблер познакомили его с персиком, яблоком, грушей, вишней, бананом, виноградом, давали пососать морковку. Делали паузу: день через день.
Первой из каш дали на пробу кашу 4+ (гречку с черносливом). Сразу съел половину порции, а не половину чайной ложки: рот открывал широко, тянулся за ложкой. С остальными кашами также. Все хорошо усвоилось.
Соки пока не даем, несмотря на надписи 4+ и 5+: они из-за сладости сильно конкурируют с другими типами пищи. А вот сырые овощи (морковку, капусту), когда готовлю, то предлагаю сыну. Съесть — не съест, но привыкнет, что это можно кушать, будет знать вкус (профилактика РПП).
К слову, один из старших сыновей, с инвалидностью и почти таким же весом при рождении, накидывался на хлеб и фрукты уже в два месяца (вырывал и высасывал лаваш), рос пухленьким, в 8 месяцев имел уже 7 зубов и делал первые шаги!
В 5 месяцев четвертый сын ест с ложки уже аккуратно с ложки, печенье хорошо сосет, крошки глотает, чуть-чуть плотного по текстуре хлеба с маслом позволяем. Проблем с кожей, животом, сном после прикорма нет. Смесь часто недоедает. Зубов еще нет. По весу почти удвоил свой вес при рождении.
Такая практика введения прикорма хорошо подошла именно нашему нынешнему ребенку. А вообще, при введении прикорма консультация педиатра и других специалистов лишней не бывает. Не стесняемся уточнять что-то у врачей.
- Одежда.
Крупный ребенок тянет много ресурсов в плане питания и растет быстро. Покупать что-то сильно заранее смысла нет: происходят прыжки через размеры.
Нашему сыну до 3 месяцев хватило одежек из собянинской коробки. Не пеленали. На 3 месяца купили пару песочников и боди самого большого размера.
В 4 месяца мы перешли на футболки третьего сына, когда он был ясельного возраста (1-2 года, 86-92 см). Комплекция четвертого сына при росте 76+ позволяет не "тонуть" в такой одежде.
Третий сын у нас при рождении был ростом на 2 см и 780 грамм меньше, чем нынешний, и по комплекции другой, худощавый.
Сейчас разница в динамике роста между двумя братьями уже набежала огромная. Я видела детей, которые сидят и ходят, имея параметры моего четвертого сына.
- Подгузники.
Качество подгузников за последние пятнадцать лет существенно выросло и стало более-менее усредненным под влиянием появления на российском рынке продукции японских производителей.
Разница между подгузниками разных фирм и стран, главным образом, в посадке (форме и объеме пятой точки конкретного ребенка) и яркости индикаторов наполнения. Меняют подгузники не по часам, а по мере заполнения.
В продаже еще можно встретить пачки подгузников с липучками 2022 года — они могут немного отличаться по дизайну, материалам. В 2024 году, в связи с падением рождаемости, во многих гипермаркетах весной и летом были акции на подгузники для детей младше полугода: распродавали даже очень дорогие подгузники с липучками за полцены. Мы, конечно, воспользовались этим и пробовали те, что еще никогда не пробовали.