Найти в Дзене
Александра Власова

Радонеж. Земля Преподобного Сергия. Часть 5

сcылка на часть 1: https://dzen.ru/a/ZtBBg_IBtHjlxUdE?share_to=link Ссылка на часть 2: https://dzen.ru/a/ZtBGDvxTIQSzx9YE?share_to=link Ссылка на часть 3: https://dzen.ru/a/ZtBVfWAA8l1U1M3x?share_to=link Ссылка на часть 4: https://dzen.ru/a/ZtBc848qQx4ChB5H?share_to=link Такова была жизнь святого отца, таковы были его духовные дарования и чудотворения, явившиеся не только при жизни, но и после смерти; все их описать невозможно, потому что они совершаются и по сей день. Покажите мне жития угодников Божиих, в древности прославленных своей мудростью и добродетелью, и мы увидим, что воистину Сергий ничем не уступал божественным мужам, просиявшим в Ветхом Законе: как великий Моисей и после него Иисус, он был вождем и пастырем множеству людей, он воистину стяжал незлобивость Иакова и страннолюбие Авраама, стал новым законоположником, истинным управителем своего стада и наследником Небесного Царствия. Разве не наполнил он пустыню благими попечениями? Мудр был великий Савва, создатель общежите

сcылка на часть 1: https://dzen.ru/a/ZtBBg_IBtHjlxUdE?share_to=link

Ссылка на часть 2: https://dzen.ru/a/ZtBGDvxTIQSzx9YE?share_to=link

Ссылка на часть 3: https://dzen.ru/a/ZtBVfWAA8l1U1M3x?share_to=link

Ссылка на часть 4: https://dzen.ru/a/ZtBc848qQx4ChB5H?share_to=link

Такова была жизнь святого отца, таковы были его духовные дарования и чудотворения, явившиеся не только при жизни, но и после смерти; все их описать невозможно, потому что они совершаются и по сей день.

Покажите мне жития угодников Божиих, в древности прославленных своей мудростью и добродетелью, и мы увидим, что воистину Сергий ничем не уступал божественным мужам, просиявшим в Ветхом Законе: как великий Моисей и после него Иисус, он был вождем и пастырем множеству людей, он воистину стяжал незлобивость Иакова и страннолюбие Авраама, стал новым законоположником, истинным управителем своего стада и наследником Небесного Царствия. Разве не наполнил он пустыню благими попечениями? Мудр был великий Савва, создатель общежительства, но разве не обладал таким же благим разумом Преподобный Сергий, основавший много общежительных монастырей? Разве не обладал он даром чудотворения, которым Бог прославил его и сделал знаменитым по всей земле, наподобие древних подвижников? Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу. Однако не будем затягивать наше повествование, ибо разве в человеческих силах по достоинству ублажить святого?

К сказанному прежде следует добавить повествование о том, когда и как были обретены мощи святого.

По прошествии тридцати лет после преставления Преподобного Господь Бог захотел еще больше прославить Своего угодника и обитель Свою расширить, воздать ей больше чести. В то время бывал в обители некий благочестивый муж, весьма почитавший святого, потому что жил близ обители его, часто молился у гроба Преподобного и видел от гроба его множество чудес. Однажды ночью, молясь, он заснул тонким сном, и вот явился ему блаженный Сергий, говоря: "Передай Игумену обители: почему вы оставляете меня так долго во гробе, покрытого землей? Ведь вода теснит мое тело!"

Проснувшись, сей дивный муж, объятый страхом и радостью, немедленно рассказал о видении ученику святого, Игумену Никону. Услышав об этом, Игумен возвестил всему братству, и все как один возрадовались величайшей радостью, и весть о том разнеслась повсюду. И вот собрались владетельные князья, и Священный Собор, и Великий и достохвальный князь Георгий Димитриевич, принявший крещение от святого, – христолюбивое его чадо. Князь имел великую веру к Преподобному, отцу своему, весьма заботился о его обители и воздавал ему достойную честь, прилежно и с усердием служа святому, – воистину чудного отца совершенное в добродетелях чадо.

Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб, все вокруг исполнилось благоухания и тонкого аромата, и все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога, ведь тело Преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым. И в 5-й день месяца июля устроили радостный праздник и с почестями, со псалмами и пением положили честные и многоцелебные мощи его в раку, где они пребывают и доныне, всеми видимые, и неоскудно подают исцеление приходящим с верою.

Между тем Настоятель, и весь Священный Собор, и ученики блаженного с Великими князьями, посовещавшись, решили сделать благое дело – построить каменную церковь над гробом святого. И вот с помощью христолюбивых князей, почитающих святого верою и любовию, достойный ученик Преподобного, игумен Никон, возгоревшись духом, вместе с братией отважился на великий подвиг, от души желая, чтобы еще при жизни его был завершен святой храм Единосущной Троицы95, который начали строить в монастыре в похвалу своему отцу, и желание это сбылось вскоре – молитвами Преподобного, по прошению Игумена. Он, как мы сказали, воздвиг прекрасную церковь и украсил ее чудесной росписью и всевозможными украшениями. Отцелюбивый же прежде упомянутый достойный сын более других старался об устроении храма.

Скажем и о том, как чудесно исполнилось желание преподобного отца, Настоятеля Никона: он пригласил чудных, добродетельных старцев-живописцев, Даниила и Андрея, о которых мы уже говорили, стяжавших истинное духовное братство и великую любовь к себе. Они украсили росписью церковь эту уже под конец своего богоугодного и блаженного жития и отошли ко Господу в духовном союзе друг со другом, как и здесь жили. А эту последнюю роспись оставили в память о себе, всем на обозрение.

-2

Летопись села Радонеж

Село Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой «Абрамцево» Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Село со всех сторон окружают небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берез и ольхи. В отдельных местах встречаются группы сосен, края оврагов обрамляет черемуха. К северу от села растет несколько десятков дубов. В прошлом они вместе с липой составляли основу подмосковных лесов.

Из девяти вековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок.

Село Радонежское

История Радонежа начинается примерно с XI века. Тогда Волго-Окское междуречье населяли славяне, которые и назвали свое поселение Радонег, что означает радостная и нежная. Эти земли переходили от одного князя к другому.

В первой четверти XIII в. Радонеж вошел в состав великого княжества Владимирского.

После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели возле Радонежа. Земли, где они обосновались, назвали Ханская и Баскакова пустоши. Там же они устроили, капище Белые Боги, в котором совершали свои языческие поклонения. Баскаки оккупировали это места из-за многолюдной Переславской дороги, по которой люди ездили в Москву.

Когда в XIVвеке Радонеж вошел в состав Московского княжества, баскаков сменили княжеские наместники, которые, так же как и ханские чиновники занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей заселять территории путем предоставления различных льгот. Привлеченный этими льготами, в 1332 г. в радонежскую «весь» переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Он прежде обладал большим имением в Ростовской области, был одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность. Боярин и его жена Мария основали во второй половине 1330-х годов на Хотькове первый в истории Подмосковья пустынножительский Покровский монастырь. После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 г., их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на речушку Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. В этом месте братья соорудили келью, в которой они жили и приносили молитвы Богу. Через некоторое время рядом со своей кельей они «срубили» церковь и назвали ее в честь Святой Троицы. Стефан, не выдержав трудностей пустынножительства вскоре ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, «... изучил все монастырские дела и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам». Только после этого он призвал игумена Митрофана, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ», дав ему имя Сергий. Это событие произошло 7 октября 1342 г. Монашеская жизнь преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества (Г.Федотов).

Особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Подобный монастырь, представлявший собой школу духовного делания, основал позже и Кирилл Белозерский (?-1429), собеседник преподобного. Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства преподобного Сергия и нарекли «Радонежским».

Радонеж XIV в. Реконструкция Г.В.Борисевича
Радонеж XIV в. Реконструкция Г.В.Борисевича

Радонежская волость вошла в состав московских земель во время княжения Ивана Калиты (1325-1340). Первоначально она являлась владением московского князя, а после смерти Ивана Калиты свыше ста лет входила в состав различных уделов. Ее переход от одного владельца к другому был связан с особенностью исторического развития Северо-Восточной Руси. Московские князья, подобно остальным Рюриковичам, смотрели на доставшиеся им по наследству или приобретенные ими каким-либо образом земли как на свое родовое владение. Начиная с Ивана Калиты, они делили между наследниками не только личное имущество, но и территорию княжества. Выделенные отдельным мужским представителям рода земли из доли родового имущества (удела) затем превращались в собственность их наследников и начинали делиться уже между ними. Женщинам рода земли давались в пожизненное пользование, а после их смерти они обычно распределялись между мужчинами семьи или рода.

Ко времени основания Троицкого монастыря Радонежская волость с еще 15-ю волостями входила в состав удела княгини Ульяны. Она получила их согласно завещанию своего мужа великого московского князя Ивана Калиты, умершего в марте 1340 г. Сама вдова-княгиня умерла в 1374 г. Две трети ее владений перешли к великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, а одна треть, в которую вошли, в частности, волости Бели и Радонежская, достались двоюродному брату последнего, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому.

Владимир Андреевич при объезде своих новых владений познакомился с троицким игуменом Сергием Радонежским и попал под его влияние. Он распорядился выделять впредь монастырю часть из тех съестных припасов, что собирались радонежскими наместниками в качестве натурального налога (подобное распоряжение было сделано в 1506 г. великим князем Василием III относительно Хотьковского Покровского монастыря). Кроме того, он захватил преподобного Сергия на княжеский съезд в Переславль, где тот крестил княжича Юрия, сына Дмитрия Донского. После съезда Владимир Андреевич уговорил старца съездить с ним в Серпухов.

В 1380 перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).. Таким образом, благодаря удельному серпуховскому князю преподобный Сергий Радонежский оказался вовлеченным в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.

В 1410 году Радонеж становиться столицей небольшого удельного княжества, принадлежавшего младшему сыну князя Владимира Храброго Андрею. Но уже к середине XV века вновь возвращается в московские владения, утрачивая прежнее значение, которое переходит к Сергиев-Посаду, возникшему вокруг основанного преподобным Сергием Троицкого монастыря. В Смутное время в 1610 году отряд польских интервентов штурмом берет радонежские укрепления и обращает городок в пепел.

Продолжение читайте по ссылке:

Ссылка на часть 6: https://dzen.ru/a/ZtBkLzD0MDzbzaVK?share_to=link

Ссылка на часть 7: https://dzen.ru/a/ZtCK3Mte-EbtaD-9?share_to=link

Ссылка на часть 8: https://dzen.ru/a/ZtCM-K5VAwLX0H1e?share_to=link

Ссылка на часть 9: https://dzen.ru/a/ZtCOBvIBtHjluQpC?share_to=link

Ссылка на часть 10: https://dzen.ru/a/ZtFlZ8_dT0xsrn6W?share_to=link