— Да как же мне все это надоело! — Владислав с силой швырнул в мойку тарелку с остатками пищи. — Мы даже первый взнос на ипотеку уже год собрать не можем, а не то, чтобы собственное жилье сразу купить!
— Так нет других вариантов, кроме как снимать эту квартиру, — с досадой ответила Тома. — Еще хорошо, что старичок-хозяин не такой хапуга как остальные и не дерет с нас три шкуры!
— Все равно мы должны что-то сделать, чтобы изменить свою жизнь! Я ходил к психологу и она мне сказала, что нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед!
— А ты что, этого не знал?
— Тамара, по-твоему я зря потратил деньги? Не вмешивайся, пожалуйста! Я сам знаю, что мне делать! Вот, позвонил матери, попросил ее пустить нас к себе. Она согласилась, ведь мы будем ей помогать, а не лежать на диване.
Тома даже зажмурилась от злости. Еще бы, жить в одной квартире со свекровью для нее означало потерю самостоятельности, а девушке совсем не хотелось, чтобы ею помыкали. К тому же, у Тамары не было уверенности, что там будет возможность собрать нужную сумму, она с большим сомнением слушала мужа, с блеском в глазах рассказывающего о будущих перспективах.
— Влад, вы с мамой обсуждали наш переезд? Ты узнал, сколько денег она будет брать с нас на питание, на другие расходы? Может лучше остаться здесь, дешевле обойдется?
— Томка, да какая же ты глупая! Мне такой вопрос родной матери стыдно задавать. Ничего она с нас не возьмет за проживание, не зли меня! Это ты со своей родней спокойно можешь судачить на такие темы, а я даже слышать об этом не желаю!
Владислав вылетел из квартиры с силой хлопнув дверью. Несмотря на страшный грохот, замок не сработал. Тамара, не сдерживая внезапно нахлынувших слез и рыданий побрела закрывать квартиру, а заодно и сгребла в кучу куски штукатурки, отвалившиеся со стены. У нее оставалось еще немного времени, для того чтобы привести себя в порядок и собраться на работу.
Вечером ссора продолжилась. Каждый из супругов еще больше усилил свою позицию, подкрепил ее вескими доводами и стал совершенно непробиваем. Ситуация казалась патовой, но тут раздался звонок.
— Влад, Тамара, собирайтесь! Сколько вас ждать можно? Сынок, ты что, жалуешься на дорогую аренду, а когда пришло время ехать домой, съезжать не хочешь! Как так получается? Смотрите, я могу рассердиться!
Супругам сразу же стало не до скандалов. Подгоняемые периодическими звонками матери Владислава, они швыряли вещи в мешки, складывали посуду в картонные коробки, даже вылили суп из кастрюли, не успев ее помыть, а просто обложили ее газетами.
Хорошо, что у них был автомобиль, который они взяли в кредит, для того чтобы Влад с комфортом ездил на работу, а не стоял больше часа в автобусе, держась за поручни. Заказывать такси не пришлось, поэтому через два часа после звонка молодая пара уже оказалась на месте.
— Так, давайте, выкладывайте свои вещи в коридоре, перетряхивайте их все! — мать Влада выскочила из гостиной и схватилась за голову. — Вы нам тараканов не привезли? А то я смотрю, здесь у вас даже кастрюля немытая, ужас какой! Сынок, что ты хозяйку свою так распустил, я даже не знаю, как с ней уживаться придется!
— Мам, не сердись, пожалуйста, все наладится. Тома хорошая девушка, у нас не было проблем с чистотой.
— Да я знаю, тебе все равно, хоть на кухонном столе трава вырастет, не удивишься! Ну а с невесткой у меня разговор будет особый.
От такой встречи у Тамары заболела голова. Вот это они с Владом переехали, как жаль, что она не успела нормально подумать, просто не дали на это времени. Да и на работу отсюда теперь ей придется добираться часа полтора. Хорошо Владу, у него машина, но он ее не даст.
Однажды, после того как Тамара получила права, она попробовала взять автомобиль и поехать на нем на работу, так был ужасный скандал. Несмотря на то, что муж оставался в этот день дома, он не позволил ей сесть на водительское место, отвез сам. После того как Тома не выдержала и разревелась на работе, ее давняя подруга согласилась с ней кататься по городу в обеденное время. Рита жила одна, и у нее был старенький автомобиль.
— Томочка, — утешала женщина подругу. — Я человек самостоятельный, решила научить тебя водить машину и научу! Главное не бойся, все будет нормально.
Рита была очень пунктуальным и скрупулезным человеком, поэтому через несколько месяцев подруги выдохнули, Тома наконец-то научилась водить автомобиль.
— О чем ты задумалась, очнись, мечтательница! — свекровь схватила Тому за руку своими длинными и почему-то липкими пальцами. — А ну-ка, марш на кухню! Скоро мой муж вернется с работы, его кормить нужно, а в квартире такой беспорядок, хлам свой везде разбросали.
Несмотря на такую спешку, Влад сидел на кухне и спокойно пил чай с вареньем, заботливо налитым матерью в небольшую пиалу. В ответ на просьбу Тамары о помощи, супруг насмешливо фыркнул и почему-то придвинул варенье к себе.
— Я занят, разбирайся сама со своими женскими делами. Я что, еще посуду за тебя мыть должен? Не приставай, сама справишься, ты девушка крепкая.
— Влад, какая посуда, о ней речь не идет! Мешки с нашими вещами нужно перетащить в дальнюю комнату! Там в одном из них компьютерный монитор с системником, мне его одной не донести.
— Дай мне кружку чая выпить спокойно, совсем измучила своими воплями, иди отсюда!
— Ты это серьезно? Домой переехал и начал мне гадости говорить!
— Подумаешь, цаца какая! Я тебя не обругал и не оскорбил, просто сказал, чтобы шла и занималась делами, а не стояла у меня над душой, когда я ем!
Тамара резко развернулась и отправилась переносить вещи. Но быстро сделать это ей не удалось. Поэтому, когда в квартиру вошел свекор, у нее еще оставалась пара мешков. Пожилой мужчина молча отстранил ее, сам поднял самый большой мешок и перенес куда надо, так же поступил он и с узлом.
— Тамара, ты что здесь одна? А где Владислав, неужели он дома и не помогает? — Евгений Федорович вопросительно посмотрел на расстроенную невестку. — Да, похоже, что так и есть! Ладно, иди в комнату, я тут сам разберусь.
Но, видимо у него ничего не получилось, потому что через несколько минут раздался пронзительный женский визг. Вопли свекрови стихли нескоро, мужских голосов не было слышно, и Тамара поняла, что свекор попал в опалу. Ей было очень стыдно. В первый же вечер стала героиней домашних разборок, как же теперь жить дальше? Неужели она совсем не способна общаться?
Тома решила, что завтра ей нужно вести себя очень тихо, соглашаться со всеми, особенно со свекровью и не ругаться с Владом. Тамара очень боялась потерять мужа, ведь если он ее выгонит, то ей некуда будет податься.
Целый месяц Тамаре удавалось не навлекать на себя ярость свекрови. Она хоть и злилась на нее, но до скандалов дело не доходило. Как Тома и предполагала, своих денег она в этой семье не увидела. Влад забирал у нее все до копейки и объяснял свои действия острой необходимостью, то ему нужно ремонтировать машину, оплачивать счета за электричество или закупать продукты в оптовом магазине.
— Влад, я что, здесь одна работаю? Твоя зарплата где, куда ты ее деваешь?
— Я что, перед тобой отчитываться должен? Ничего себе, заявочка! Ты живешь в доме моих родителей и еще права качать пытаешься? — Влад с силой схватил ее за подбородок и рванул вверх. — Не смей мне такие вопросы задавать!
Не долго думая, он затолкал супругу в комнатку, выделенную им родителями и захлопнул дверь. Ни одной мысли о том, что он ведет себя неправильно, не мелькнуло в его голове. Влад был уверен в своей правоте, недаром ему мама всегда говорила, что он должен держать жену на коротком поводке, иначе она начнет путать волю и вольности. Ну уж теперь он с Тамарой обязательно справится, и мама в этом поможет.
Тома забилась в угол на старом диване и долго сидела очень тихо. Часа через два или три девушка вдруг поняла, что ей очень жалко себя, но, в данный момент она хочет только страдать, обижаться и плакать от обиды. Наверное, следует кое-что предпринять, может быть позвонить Рите?
— Рита, ты меня извини, что звоню поздним вечером, но мне нужно с тобой посоветоваться.
— Конечно, рассказывай, что случилось, вместе подумаем.
Разговор был долгим, но за все время в комнату никто не зашел. Ее не позвали ужинать, просто забыли. В гостиной громко играла музыка, вся семья смотрела развлекательную программу, до Тамары доносился смех свекрови и Владислава.
Тома спокойно собрала в небольшую сумку свои документы, а также документы на машину, потому как кредит брала она на себя и платила взносы со своей зарплаты.
Через минуту Тамара горько вздохнула и отправилась в никуда. По крайней мере так подумали те, кто хватился ее через полчаса. Крик в квартире стоял нешуточный. Безутешный Влад обнаружил, что документов на машину нет, как нет и самого автомобиля.
— Мама, — кричал на мать обозленный сын. — Ты что натворила? У нее же зарплата больше чем у меня в два раза! Где я теперь такую наивную найду, она же верила мне, у нее даже вопросов ко мне почти не было! Что я теперь делать буду, пешком, что ли на работу ходить?
— Успокойся, сынок, — мать Влада зло усмехнулась. — Автомобиль же твой, ты на нем ездил!
— А-а-а, — вопил что было сил сынок. — Я ездил по доверенности, это ее машина! Вот где она меня подловила! Не надо было тебе на нее так резко нажимать, потом бы потихоньку задавила своими требованиями, служанкой она бы была у нас, но ты поторопилась!
А Тамара сидела с Ритой на кухне, ела вкусное рагу, приготовленное подругой и рассказывала о том, что с ней произошло. Больше она не собиралась попадаться на удочки хитроумных женихов. Теперь она собиралась немного прийти в себя, развестись и уехать в другой город, подальше от бывших родственников. Перед ней была вся жизнь, ради которой не стоит подставлять себя под каблуки людей, желающих пожить за чужой счет.
Спустя пару недель, проведенных у подруги Риты, Тамара немного оправилась от пережитого и стала строить планы на будущее. Она решила продать машину, чтобы рассчитаться с оставшимся кредитом и хоть как-то расплатиться с Ритой за ее гостеприимство. В душе девушки теплилась надежда начать новую, свободную жизнь, оставив позади ошибки прошлого.
Был вечер субботы, когда Тамара помогала Рите с уборкой, как внезапно раздался громкий стук в дверь. Девушки переглянулись с опаской.
- Кто бы это может быть так поздно? – посмотрела на Тому Рита, направляясь к двери.
Через дверной глазок она увидела разъяренного Владислава в компании каких-то крепких парней.
- Томка, это твой бывший муженек пришел! - прошептала Рита с недоумением и попятилась от страха назад. - Похоже, не один!
Тамара похолодела от ужаса. Владислав всегда был вспыльчивым, а сейчас, должно быть, пришел за своей машиной. Что ему стоит натворить в порыве гнева?
- Рита, не открывай! Не открывай, я тебя прошу! - взмолилась Тамара дрожащим голосом. - Он способен на все в таком состоянии, что угодно может сделать. Когда злой – он себя не контролирует вообще! Лучше вызвать полицию!
Но было поздно - снаружи послышался оглушительный грохот, и массивная дверь слетела с петель. На пороге стоял Владислав с перекошенным от гнева лицом. Рядом с ним маячили двое крепких парней угрожающего вида.
- Где моя машина, тварь?! – влетел в квартиру Владислав, хватая онемевшую от страха Тамару за плечи. - Отдай ключи немедленно, или пеняй на себя!
- Влад, послушай, успокойся! - Тамара судорожно сглотнула, пытаясь собраться с мыслями. – Машина... она уже продана... Я не могла больше ездить на ней после всего, что случилось...
На несколько мгновений воцарилась оглушающая тишина. Затем Владислав издал рев раненого зверя:
- Да как ты посмела распоряжаться моей собственностью?!
Он с силой оттолкнул Тамару, и та, потеряв равновесие, рухнула на пол.
Внезапно сзади налетела на него Рита - она ловко вцепилась в руку Владислава, не давая ему замахнуться для удара.
- Не смей ее трогать, псих! - выкрикнула она.
Через несколько минут в квартиру ворвались полицейские в форме и обезвредили Владислава с подельниками. Их вызвали соседи, наблюдавшие за всем происходящим в дверной глазок.
Тамара разрыдалась от пережитого потрясения, а Рита бросилась ее обнимать и успокаивать.
Спустя неделю после инцидента с Владиславом Тома в последний раз оглядела комнату, где она пережила столько бессонных ночей, наполненных душевной борьбой, теперь навевала ностальгические чувства. Именно здесь, за чашками крепкого чая, девушки вели душевные беседы о жизни, делились сокровенными мечтами и планами на будущее. Рита оказалась для Тамары истинным ангелом-хранителем в это тяжелое время.
- Ну вот, кажется, я собрала все необходимое, - произнесла Тамара, крепко сжимая в ладонях ручку потрепанного чемодана.
Рита бросила на нее внимательный, слегка обеспокоенный взгляд:
- Томка, ты уверена, что готова к этому? Я могу еще какое-то время приютить тебя. Вдруг в новом городе начнутся трудности?
Тамара благодарно улыбнулась и покачала головой:
- Нет, дорогая, я должна сделать этот шаг. Ты же знаешь, как сильно я мечтала вырваться из тягостного плена, построить самостоятельную жизнь. Теперь или никогда!
Она крепко обняла Риту, сдерживая благодарные слезы. Эта женщина была для нее больше чем просто подругой - настоящей путеводной звездой в кромешной тьме.
Рита отстранилась и достала из кармана конверт:
- Возьми... Это тебе на первое время. Обустройся как следует, а там начнешь новую блестящую карьеру - я в тебя верю!
Тамара удивленно посмотрела на конверт, затем подняла взгляд на Риту:
- Но я не могу... Ты и так сделала для меня так много!
- Никаких возражений, - рассмеялась Рита. - Считай, что это ссуда от лучшей подруги. Когда-нибудь ты обязательно мне отдашь.
Подруги еще раз крепко обнялись. Тамара ощущала, как ее переполняют чувства благодарности и любви к этой удивительной женщине.
Этим вечером она села в поезд, отправляясь в другой город - подальше от токсичных отношений и людей, которые держали ее в оковах страха и безысходности. Душа девушки была переполнена решимостью начать жизнь с нового, чистого листа.
Глядя в окно вагона на проносящиеся пейзажи, Тамара ощущала, как с каждой минутой путешествия с ее плеч будто спадает огромный груз. Она глубоко вдыхала полной грудью, предвкушая новые горизонты, озаренные лучами надежды и свободы.
В этот момент девушка почувствовала, что действительно готова распахнуть объятия новой, прекрасной жизни - такой, о какой она даже не смела мечтать все эти годы...