На носу 1 сентября, а потому во главу угла стали школьные вопросы, которые из-за рассматриваемых в Госдуме законопроектов в этом году приобрели многонациональный окрас.
Законы ещё не приняты и не факт, что правительство это сделает, однако некоторые школы, по слухам, получили указание ограничивать в классах количество детей-иностранцев до 20%.
Видимо, произошло это на фоне обращения главы фракции "Справедливая Россия" Сергея Миронова и первого зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантраповой к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Депутаты предложили ограничить число детей-мигрантов в классах до 10%, дабы снизить риск этнических конфликтов.
Аргументировали они это тем, что юные иностранцы не стремятся учить русский, очень медленно проходят социокультурную и языковую адаптацию и сбиваются в стайки по национальному признаку, "предпочитая взаимодействовать в рамках своей этнической группы".
Все вышеизложенные аспекты приводят к появлению проблемных ситуаций между преподавателем и обучающимися в школах иностранцами: саботирование учебного процесса, конфликты, развал дисциплины ит.д.
— резюмировали депутаты.
Что, естественно, вызвало среди уроженцев Средней Азии волну негодования. Ещё сильнее их испугали экзамены по русскому языку.
И это уже не говоря об обсуждаемом чиновниками запрете на ввоз семей для низкоквалифицированных трудовых мигрантов…
Как делятся сами приезжие в соцсетях и в беседах с журналистами, детей становится всё сложнее пристроить в школе. Иногда единственным выходом оказывается возвращение домой. Естественно, такой расклад устраивает немногих, ведь в России есть пособия и зарплаты.
Поток жалоб идёт преимущественно из Москвы, так как столица нашей страны очень популярна среди приезжих. Например, гражданка Киргизии Чолпон заявила, что школы стали ссылаться на отсутствие свободных мест, проблемы с пакетом документов, а заодно требовать подачу заявлений на столичном правительственном портале, что для многих приезжих задача не из простых.
Марал из Казахстана пожаловалась, что получила сразу несколько отказов из московских школ. Чтобы гарантированно дать ребёнку образование ей придётся возвращаться на родину. Однако немногие иностранки готовы пойти на такое.
Приезжие жалуются, что отказы, якобы безосновательны. Впрочем, их обобщённые жалобы не позволяют оценить ситуацию с правовой точки зрения. Усугубляют ситуацию и то, что подобные вопросы они пытаются решать через диаспоры или с помощью властей своих стран.
Взгляд с другой стороны
О жалобах приезжих мы поговорили. А теперь обсудим то, что видят в школах родители русских детей. Одной такой красноречивой историей поделился пользователь популярного портала "Пикабу", который решил пристроить своего ребёнка в 10-й класс. Сначала он с супругой планировал отдать отпрыска в колледж, но планы изменились.
Пока он ждал своей очереди в приёмной отдела образования, то успел проследить за развитием остросюжетной драмы. Диалог на повышенных тонах состоялся между приезжим и главой отдела. Последняя поинтересовалась о наличии гражданства, а её собеседник на ломанном русском ответил, что оно имеется только у отца, а у жены и сына нет, но "скоро будет".
Как отметил автор, иностранец общался с главой отдела чуть ли не криком, всем своим видом показывая недовольство тем, что ему приходится “отчитываться перед женщиной”.
— По-русски хорошо говорит ребёнок?
— Ну, он понимает…
Удивительно, но такой ответ главу отдела не устроил. А возможно и не только. Чем всё закончилось — история умалчивает, так как в какой-то момент секретарь увидела нежелательного свидетеля и закрыла дверь в кабинет. Известно лишь то, что иностранец покидал отдел с крайне недовольным лицом.