Найти тему

Онлайн-фарма не взлетела

Только 14% сетей доставляют онлайн-заказы безрецептурных препаратов, а рецептурных – всего 2%

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В январе-июне 2024 года через интернет с доставкой было продано менее 1% от общего объема аптечной розницы. Только 14% аптечных сетей предлагают доставку безрецептурных препаратов, доставку рецептурных лекарств – лишь 2%. Основная причина – в убыточности таких сервисов из-за высокой стоимости логистики, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на информацию RNC Pharma.

История вопроса:

Пилот по доставке рецептурных препаратов стартовал в марте 2023 года в столице, Московском регионе и Белгородской области.

Низкая популярность доставки лекарств подтверждается и результатами опроса, проведенного в августе 2024 года «Сбер Еаптекой», «СберМаркетингом» и Rambler & Co, во время которого из 153 тысяч интернет-пользователей курьерскую доставку выбрали только 8%. Интернет-аптекам отдали предпочтение 24% опрошенных, 42% которых забирают заказы в пунктах выдачи. 56% респондентов – покупают лекарства в аптеках.

Бронирование в аптеках с последующим самовывозом наиболее востребовано среди онлайн-покупателей, указала старший аналитик направления ePharma в Data Insight Инэсса Головина.

Сети аптек за редким исключением занимаются доставкой: из 150 фармритейлеров-респондентов лишь 14% предоставляют доставку безрецептурных препаратов на дом, а рецептурные готовы доставлять лишь 2% компаний.

Как отмечает гендиректор сети «Ригла» Борис Попов, практически весь объем онлайн-заказов покупают на самовывоз. В «Эркафарм» (сети «Озерки», «Доктор Столетов») с доставкой оформляются только 15% онлайн-заказов, несмотря на рост онлайн-продаж более чем на 40% в первом полугодии 2024-го.

По словам Анастасии Карповой, гендиректора группы, доля онлайн-продаж в «Эркафарме» составила 28, 5% от общего оборота, в «Ригле» – 27%.

Ozon сообщил, что в январе–июне 2024 года курьеры доставили на 25% больше безрецептурных лекарств, чем годом ранее. Опросы «СберМаркетинга» и Rambler & Co показала: лишь 3% покупают медикаменты в маркетплейсах. Стоимость логистики, включая оплату курьеров, и ограничение цен на жизненно важные лекарства делают этот сервис экономически нецелесообразным.

Высокая цена доставки и ограничение на жизненно важные лекарства делают этот сервис экономически нецелесообразным.

Процесс доставки нерентабелен также из-за невозможности доставки рецептурных препаратов, которые составляют основу ассортимента и трафика аптек, добавляет Николай Беспалов. Основная масса бронирует лекарства онлайн с последующим самовывозом.

Эксперты не видят предпосылок для значительного роста объема покупок лекарств с доставкой, как из-за ограничений, так и увеличения привычных аптек. В DSM Group подсчитали, что к июню 2024 года количество аптек в России увеличилось на 3 тысячи, достигнув 82 тысяч.

Напомним, продуктовый ретейлер «Магнит» после закрытия бизнеса по дистрибуции фармпродукции, планирует развивать аптечный маркетплейс на базе существующего подразделения «Магнит Аптека». LR