Устройство специальных парковочных мест для инвалидов напрямую предусмотрено в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Требование вполне оправданное, поскольку для инвалидов принципиально важно сократить расстояние от парковки до входа на объект.
Интересный момент: строго говоря, эта норма нарушает принцип универсального дизайна. Ведь в большинстве случаев доступная среда должна быть одинаково удобной для всех, и инвалиды не должны быть исключением из общей массы. Однако на инвалидных машино-местах могут парковаться только инвалиды (в качестве водителей или пассажиров). Суть этого требования проста: специальное машино-место должно быть всегда свободным, чтобы даже при плотном траффике инвалид смог припарковаться максимально близко к месту притяжения.
Кстати, пожилые люди, беременные женщины, люди с малолетними детьми и все другие категории граждан, которые относятся к маломобильным группам населения (МГН), но не признаны инвалидами, не имеют права занимать инвалидные места. Поэтому часто используемая в проектной документации формулировка «машино-места для МГН» – грубая ошибка.
Важно понимать, что машино-места для инвалидов обязательно выделяются только на парковках общего пользования (то есть на гостевых парковках). На резидентных стоянках (где каждое место закреплено за собственником/жителем/сотрудником) выделять специальные места не обязательно.
Количество мест
Доля машино-мест для инвалидов на стоянках определена законом: не менее 10 %. Возможно, на первый взгляд этот процент кажется завышенным: ведь не каждый десятый житель является инвалидом (вообще по статистике инвалидами является более 7 % населения России, хотя далеко не все они являются активными). Дело в том, что места для инвалидов по определению должны быть предусмотрены с запасом, чтобы любой инвалид в любой ситуации мог найти удобное место для парковки. Поиски доступной парковки в нескольких кварталах и пешая прогулка к месту назначения могут стать для инвалида невыполнимой, а оттого бессмысленной задачей.
Расположение машино-мест
Парковочные места для инвалидов необходимо размещать вблизи доступного входа в организацию. По умолчанию нормативными документами предусмотрено расстояние не далее 50 метров от парковки до входа в организацию и не далее 100 метров от парковки до входа в подъезд жилого дома.
В предыдущих редакциях СП 59.13330 были предусмотрены именно такие расстояния. Но при строительстве крупных жилых комплексов, особенно в стесненных условиях, не всегда можно обеспечить нормативные расстояния до каждого входа в здание. В связи с этим появилась практика разработки и согласования специальных технических условий (СТУ), согласно которым расстояние от машино-мест для инвалидов до входов в здание можно было увеличить при выполнении определённых компенсирующих мероприятий.
Когда разрабатывали актуализированную редакцию СП 59.13330, практика отступления от норматива посредством СТУ была учтена, и в СП 59.13330.2020 было предусмотрено допущение: при реконструкции здания или при сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м. Более того, для подъездов жилых домов с концепцией «двор без машин» допускается увеличивать расстояние до 200 м.
На вопрос о том, что такое «сложная конфигурация земельного участка» разработчики норматива ответили, что это по сути любая конфигурация, отличная от четырёхугольника. То есть фактически при строительстве почти любого современного здания разрешено размещать машино-места для инвалидов на расстоянии 200 м до жилых подъездов и 150 м до входов в нежилые помещения.
Правда, застройщики продолжают практику увеличения этого расстояния через СТУ, указывая там 250, 300 и ещё большее количество метров. И ладно бы это было чем-то обосновано, но нет – это просто некий принцип. (Или необходимость, поскольку застройщик всегда зависит от органов экспертизы.) Однако уже через три дня институт СТУ будет отменён. Надеюсь, это позитивно скажется на соблюдении нормативных требований по доступу инвалидов.
Доступ инвалидов к машино-местам
Ещё один важный момент, предусмотренный законом: инвалиды имеют право на самостоятельный доступ к машино-местам для высадки и посадки. Это законное требование часто игнорируется застройщиками. В частности, для экономии площади застройки они обустраивают машино-места (в том числе гостевые) только в подземном паркинге и не допускают туда инвалидов, предусматривая так называемую службу парковщиков. Предполагается, что инвалид бросает машину на улице, вызывает специально обученного человека, который садится за руль и едет парковать автомобиль инвалида на обычное место в паркинге. Это позволяет не обустраивать машино-места увеличенного размера и за счёт этого продать большее количество мест, а также не предусматривать в подземном уровне пожаробезопасные зоны для эвакуации инвалидов. Экономический эффект налицо, но не всё измеряется деньгами. Во-первых, вынуждение инвалида передать автомобиль постороннему человеку – это дискриминация по признаку инвалидности, что запрещено законом. Во-вторых, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата водят автомобили с ручным управлением (вместо педалей), а парковщики могут не иметь навыков управления такими автомобилями. Это может привести к неприятной ситуации, включая ДТП. Поэтому даже при условии заключения парковочной службой договора страхования ответственности вариант устройства парковочных мест для инвалидов без их доступа к машино-местам может применяться только в самых крайних случаях – например, в сверхплотной застройке в историческом центре города.
Размеры мест
Для пересаживания инвалидов из автомобиля в кресло-коляску требуются увеличенные габариты машино-места. Но инвалиды – это не только колясочники. Поэтому не все 10 % мест должны иметь расширенные габариты (6,0 х 3,6 м). Доля таких мест определяется расчетом (п. 5.2.1 СП 59.13330.2020), но для большинства случаев (если парковка не слишком большая, до 100 мест) это 5 %. То есть 10 % мест на стоянке являются инвалидными, половина из них имеют увеличенные размеры для колясочников, а вторая половина – обычные размеры. Если парковка совсем маленькая (от одного до 10 мест), то выделяется всего одно (увеличенное) машино-место для инвалидов всех категорий.
Обозначение мест
Границы машино-мест для инвалидов обязательно обозначаются дорожной разметкой. Кроме того, на парковках под открытым небом места обозначаются дорожными знаками (по ПДД), а на парковках внутри зданий (подземных или надземных) – знаком доступности.
Кто может парковаться?
Чтобы парковаться на инвалидных местах, инвалид может быть как водителем, так и пассажиром. Но нужно учитывать три момента:
- на автомобиле должен быть установлен жёлтый опознавательный знак «Инвалид»;
- данные об автомобиле должны быть включены в Федеральный реестр инвалидов;
- водитель без инвалидности не имеет права занимать инвалидное парковочное место при отсутствии пассажира-инвалида.
Благодарю за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Вам несложно, а мне приятно!