Всем привет!
Вам нравится научная фантастика?
Я очень люблю этот жанр. Как в литературе, так и в кино. Фантасты создают невероятные миры, показывают, каких успехов может достигнуть научно-технологический прогресс: полёты в далёкий космос, исследование и заселение планет; путешествия во времени; опасные эксперименты и безумные открытия... Благодаря подобным произведениям я будто погружаюсь в другое измерение, отвлекаясь на какое-то время от реальной действительности.
И я решила немного рассказать о моём любимом научно-фантастическом романе — «Нейромант».
Это не рецензия и не отзыв. Скорее очерк на вольную тему. Я лишь хочу поделиться впечатлениями, которые остались после прочтения этого произведения.
Как началась эра киберпанка
Начнём с азов.
Есть такое ответвление в жанре НФ — киберпанк. Коротко говоря, данное направление придерживается довольно простого принципа: high tech — low life, что переводится практически дословно: высокие технологии соседствуют с бедствующим социальным положением общества. Именно такой мир обычно предстаёт перед читателями/зрителями в киберпанке: компании и корпорации растут и наживают прибыль, тогда как обычное население утопает в долгах и кредитах, едва сводит концы с концами и постоянно борется за место под солнцем.
Вспомните «Бегущего по лезвию», именно первый фильм. Обычно его определяют как образчика киберпанка. Это очень интересная картина. Постоянно идёт дождь, из решёток канализаций тянется пар и дым, что затягивает переполненные улицы, делая и без того сбитое пространство более тесным; всюду грязь, дешёвые забегаловки, а люди точно тени, но при этом небо бороздят летающие машины, а людей на тяжёлых работах заменяют специальные роботы — репликанты.
Этим киберпанк и отличается от классического НФ: мир будущего — это не торжество гуманизма и человеческого разума, наоборот, при стремительном технологическом прогрессе духовное и социальное развитие стагнирует; человек оторван от остального общества и подчиняется известному правилу: homo homoni lupus est, что значит — человек человеку волк.
Кроме того, ещё одна из ключевых тем киберпанка — трансгуманизм, то есть такие искусственные изменения человеческого тела, которые размывают само понятие человека. Люди ставят себе протезы не для того, чтобы возвратить утраченные функции, но, наоборот, чтобы стать сильнее, умнее, быстрее... Линзы с цифровым дисплеем, коннекторы, вживлённые прямо в кожу — виды аугментаций бесконечно разнообразны в произведениях киберпанка.
Подобные манипуляции с телом и служат источником вопроса, на который пытаются ответить фантасты: где начинается и заканчивается человек?
О чём «Нейромант» заставляет задуматься
«Нейромант» — один из первых романов, написанных именно в жанре киберпанка.
Также это произведение прославило и вписало в стан классиков НФ имя Уильяма Гибсона.
В чём секрет успеха?
«Нейромант» был написан в 1984, когда компьютерные технологии ещё входили в бытовой обиход: вышел первый «макинтош», IBM создаёт персональный компьютер, на горизонте маячит Всемирная сеть... Общество входит в цифровую эпоху, и Гибсон очень чутко ощущает подобный этап, когда ещё теплится память о старом мире, но новый ещё только наступает.
Однако, читая «Нейромант» в наши дни, мало поражаешься инновациям, которые описывает Гибсон: компании уже вовсю осваивают технологии дополненной реальности, почти у каждого есть профиль в электронных базах данных, у каждого человека есть цифровой «двойник», который, кажется, вот-вот заживёт собственной жизнью... Разве что входить в Киберпространство целиком полностью мы ещё не можем, хотя, у нас есть Интернет, но ещё нет таких интерфейсов, как в «Нейроманте». И всё же роман ни разу не устарел.
Более того, он остаётся актуальным даже спустя сорок лет.
Почему же?
Высокие технологии являются для Гибсона фоном, на котором контрастными красками выписаны нигилизм и скептицизм человеческого общества. Мир погружён в личностный, социальный и культурный декаданс: старые ценности уже лишены значения, представляя собой лишь жалкие тени тех канонов, что были созданы в классическую эпоху, а новых ценностей ещё нет — если они вообще когда-нибудь предвидятся.
Цифровая сеть, окутавшая планету, глобальное Киберпространство, куда погружаются люди, обладая нужными имплантами, становится своеобразным узилищем человечества, которое оно само для себя и воздвигло.
Гибсон демонстрирует простую, но ужасающую истину: природу человека обмануть невозможно — к чему бы мы ни стремились, наши мотивы неизменно ограничиваются желанием ограничить себя сверхдоступными наслаждениями и удовольствиями, дабы избежать тех сложностей, которыми изобилует мироздание. Мы не хотим жить среди опасностей, мы не хотим рисковать — мы даже согласны променять настоящую жизнь на сладкий сон, лишь бы не соприкасаться с чем-то, что будет угрожать нашему покою.
Разум тянет нас вовне, к неизведанному, к непостижимому, но подобное стремление само оказывается в плену тех же влияний: технологический прогресс предложил слишком хорошую форму для гедонистического забвения.
Изобилие кончается пустотой
Можно сказать, что киберпанк — это своего рода ответ экономического кризиса 1970-80 гг. потребительскому раю 1960 гг. Золотой век фантастики, когда человек представлялся героем-первопроходцем, идеалом, едва ли не сошедшим с картин эпохи Возрождения, завершился мрачным и мизантропичным периодом, где мир будущего оказался миром настоящего, причём такого настоящего, от которого ни кровь в жилах не стынет, ни волосы дыбом не встают. Всё гораздо сложнее.
Реальность киберпанка — это наша реальность, когда утихают любые, даже самые глубинные эмоциональные реакции. Нас не пугает ничего, в том числе вероятность окончательно утратить то, что делает нас людьми, особенно страх перед этой утратой. Да и чего бояться, когда мы живём в другой реальности, состоящей из цифровых образов, бесплотной и потому — совершенно иллюзорной и безопасной. В такой реальности человек может жить, как он хочет. Тут можно забыть о времени и смерти. Это бесподобный мир безграничного забытья.
Но какой ценой?
А вы читали «Нейроманта»? Поделитесь вашими отзывами в комментариях!