Найти тему
СМЫСЛ ЖИЗНИ.

ИИСУС СООБЩАЕТ ЕЙ ТО, ЧТО РАНЬШЕ, ПО-ВИДИМОМУ, ОН НИКОМУ НЕ ГОВОРИЛ.

Идя в северном направлении из Иудеи в Галилею, Иисус и его ученики проходят через Самарию. Они утомлены дорогой. Примерно в полдень они останавливаются неподалеку от города Сихарь, у колодца, который за много столетий до того, вероятно, выкопал Иаков или нанятые им работники. Подобный колодец, сохранившийся по сей день, находится возле города Наблуса. Пока Иисус отдыхает у колодца, его ученики идут в близлежащий город, чтобы купить еды. В это время к колодцу за водой приходит самаритянка.

-2

Иисус ей говорит:

— Дай мне попить (Иоанна 4:7). Как правило, иудеи и самаритяне не имеют друг с другом никаких отношений из-за глубоко укоренившихся предубеждений.

Удивленная, женщина спрашивает: — Как это ты, иудей, просишь пить у меня, самаритянки?

Иисус отвечает: — Если бы ты знала, что представляет собой дар Бога и кто говорит тебе: «Дай мне попить», то ты сама попросила бы его, и он дал бы тебе живой воды.

— Господин,— говорит она,— у тебя и ведра нет зачерпнуть воды, а колодец глубокий. Откуда же у тебя эта живая вода? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец и пил из него сам, и пили его сыновья и его скот? (Иоанна 4:9-12).

— Всякий, кто пьет эту воду, вновь захочет пить,— говорит Иисус.— А кто будет пить воду, которую дам ему я, тот больше никогда не будет испытывать жажды, но вода, которую я дам ему, станет в нем источником воды, который бьет ключом и дает вечную жизнь (Иоанна 4:13,14).

Несмотря на усталость, Иисус готов делиться с самаритянкой словами истины, дающими жизнь.

Она просит:

— Господин, дай мне этой воды, чтобы мне больше не испытывать жажды и не приходить сюда черпать воду.

Иисус, как кажется, меняет тему и говорит ей:

— Пойди, позови своего мужа и приходи сюда.

Но она замечает:

— У меня нет мужа.

Как, должно быть, поражает её ответ Иисуса:

— Правильно ты сказала: «Нет у меня мужа». У тебя было пять мужей, и тот, кто у тебя сейчас, не муж тебе (Иоанна 4:15-18).

Услышав это, самаритянка изумленно произносит: — Господин, я вижу, что ты пророк. Дальнейшие её слова показывают, что она интересуется духовными вопросами: — Наши отцы [самаритяне] поклонялись на этой горе [горе Гаризим, находящейся неподалеку]. Вы же [иудеи] говорите, что место, где следует поклоняться, находится в Иерусалиме (Иоанна 4:19,20).

Однако Иисус даёт понять, что не имеет значения, где поклоняться Богу. — Настает час, когда вы будете поклоняться Отцу и не на этой горе, и не в Иерусалиме,— говорит он, а затем добавляет: — Настаёт час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников Отец ищет себе (Иоанна 4:21,23,24).

Отцу важно не то, где люди ему поклоняются, а то, как они это делают. Женщина впечатлена. — Я знаю, что придет Мессия, которого называют Христом,— говорит она.— Когда он придет, он открыто расскажет нам обо всём (Иоанна 4:25).

Затем Иисус открывает важную истину: — Это я и есть, тот, кто говорит с тобой (Иоанна 4:26).

Итак, женщине, самаритянке, пришедшей за водой в полдень, Иисус оказывает огромную честь! Он сообщает ей то, что открыто не говорил ещё никому, а именно — что он Мессия.

МНОГИЕ САМАРИТЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ВЕРУЮЩИМИ

Из Сихаря возвращаются ученики Иисуса, купившие еды. Он по-прежнему сидит у колодца Иакова, но теперь он разговаривает с самаритянкой. Когда приходят ученики, женщина оставляет свой кувшин и идет в город.

-3

Придя в Сихарь, она рассказывает всем о том, что сказал ей Иисус. Она с убеждённостью говорит: «Пойдите, посмотрите на человека, который рассказал мне всё, что я делала». Затем, вероятно для того, чтобы пробудить у них интерес, она спрашивает: «Не Христос ли он?» (Иоанна 4:29). Этот вопрос волновал людей во все времена с дней Моисея. "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему" (Второзаконие 18:18). Жители города решают пойти и увидеть Иисуса своими глазами.

-4

Тем временем вернувшиеся ученики предлагают Иисусу подкрепиться. Но он говорит: «У меня есть пища, о которой вы не знаете». Озадаченные, ученики спрашивают друг у друга: «Неужели кто-то принес ему поесть?» Иисус по-доброму отвечает им, и его слова имеют большое значение для всех его последователей: «Моя пища — исполнять волю пославшего меня и завершить дело, которое он мне поручил» (Иоанна 4:32-34). Иисус говорит также о жатве, но не о буквальной, до которой ещё примерно четыре месяца. Он имеет в виду духовную жатву, как видно из его слов: «Поднимите глаза и окиньте взором поля: они побелели для жатвы. Уже и жнец получает плату и собирает плоды для вечной жизни, чтобы и сеятель, и жнец радовались вместе» (Иоанна 4:35,36). Вероятно, Иисус видит, какие плоды приносит его встреча с самаритянкой. Многие жители Сихаря начинают верить в него, услышав её свидетельство: «Он рассказал мне всё, что я делала» (Иоанна 4:39). Поэтому, придя из города к колодцу, они просят Иисуса остаться у них на некоторое время и учить их. Иисус принимает приглашение и проводит в Самарии два дня. Самаритяне слушают Иисуса, и ещё больше людей начинают в него верить. Они говорят женщине: «Уже не по твоим рассказам верим. Теперь мы сами слышали и знаем, что этот человек на самом деле спаситель мира» (Иоанна 4:42). Безусловно, самаритянка служит прекрасным примером того, как свидетельствовать о Христе, вызывая у слушателей интерес и желание узнать больше. Как вы помните, до жатвы остается четыре месяца. Очевидно, имеется в виду жатва ячменя, которая в этом регионе бывает весной. Значит, сейчас, вероятно, ноябрь или декабрь. То есть Иисус с учениками после Пасхи 30 года н. э. проводят восемь месяцев или около того в Иудее, уча и крестя людей. Теперь они отправляются домой, в Галилею, лежащую севернее. Что их там ожидает?

КЕМ БЫЛИ САМАРИТЯНЕ?

Самарией называлась область между Иудеей, располагавшейся южнее, и Галилеей, находившейся севернее. После смерти царя Соломона десять северных племен Израиля отделились от племен Иуды и Вениамина. Десять племен начали поклоняться идолам в виде телят. Поэтому в 740 году до н. э. Иегова позволил ассирийцам покорить Самарию. Захватчики увели из этой области значительную часть её жителей, переселив туда выходцев из разных частей Ассирийской империи — поклонников чужеземных богов. Они и оставшиеся в этой земле израильтяне заключали между собой браки. Со временем в этой местности образовалась форма поклонения, которая вобрала в себя некоторые учения и предписания Божьего Закона, например обрезание. Но религиозные традиции и обычаи самаритян нельзя было назвать истинным поклонением. "И стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу, Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укреплённого города, и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа, и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»; Тогда Господь через всех пророков Своих, через всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам через рабов Моих, пророков. Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего; и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина. И Иуда также не соблюдал заповедей Господа, Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего. Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлёк их в великий грех. И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил через всех рабов Своих, пророков. И переселён Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевёл царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах её. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдёт и живёт там, и он научит их закону Бога той земли. И пришёл один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, — каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским. Между тем чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их." (4Царств 17:9-33). В дни Иисуса самаритяне признавали книги Моисея, но не поклонялись Богу в Иерусалимском храме. Многие годы они ходили в храм, построенный на горе Гаризим, недалеко от Сихаря, и даже после того, как этот храм был разрушен, они продолжали совершать поклонение на той горе. Во время служения Иисуса между самаритянами и иудеями существовала неприкрытая вражда. " На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?" (Иоанна 8:48).