Памятник находится на середине центральной пешеходной улицы Баумана.Металлическая скульптурно-архитектурная композиция высотой 3 метра и шириной 2,8 метра в виде лежащей на кушетке упитанной фигуры сытого кота в беседке с мышкой на шатровой крыше Скульптура тонирована в цвет старого серебра . Колонны и купол конструкции украшены цветными стеклами и кусочками зеркал. У подножия выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…»
Из исторических преданий известно, что российская императрица Елизавета узнала, что в Казани нет мышей. В те времена в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, представители которой были сильными, активными животными «с крупной головой, мускулистой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом». По высочайшему приказу от 13 октября 1745 года тридцать казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для ловли мышей, в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце .Определённые на государеву службу и особое довольствие, коты сделали своё дело.
По заложенной казанскими котами традиции, с елизаветинских времён их сородичи находятся на официальной службе и проживают в подвалах и помещениях Государственного Эрмитажа, где действует специальный фонд друзей котов Эрмитажа и ежегодно 1 апреля сотрудниками музея устраивается традиционный праздник с большим количеством угощений — «День мартовского кота».Поскольку согласно высочайшему указу 1745-го коты должны были быть «кладеными», кот казанский является их символическим предком.
Памятник коту Алабрысу отмечен в историческом путеводителе по городу «Известия» свидетельствуют о местной традиции гладить пузо кота для исполнения желаний.«Российская газета» включила памятник Коту казанскому в число восьми «символов Татарстана, известных далеко за пределами республики».