Найти тему

Советы ДМ’а. ДНД.

Приветствую вас игроки и прежде всего мастера подземелий. Сегодня я хотел бы поделиться с вами небольшими советами, которые помогут сделать вашу партию по Dungeons and Dragons живее и увлекательнее.

Мой опыт ведения игровых сессий составляет порядка 5 лет, я водил игры по системам DnD, Call of Cthulhu и The Witcher и за это время, мне кажется, я совершил все возможные ошибки при проведении игр, которые может допустить GM. Поэтому я составил свой список советов и ошибок Мастера Подземелий, которые возможно, помогут вам в ваших приключениях.

1. Используйте окружение.

Если вы начинающий мастер, а тем более собираетесь провести свою первую сессию, продумайте заранее окружение того места, где вы запланировали боевую сцену. В противном случае вся боевка сведется к констатации факта Попал/не попал, а ваши игроки будут стоять напротив врагов и бить мечом до тех пор пока кто-нибудь не упадет. Если вы играете онлайн, внимательно рассмотрите карту боевой сцены, и продумайте как окружение поможет оживить вашу драку и придать ей динамичности. Ведь всегда можно перевернуть стол и создать себе неполное укрытие, вместо удара мечом, попытаться сбросить врага со второго этажа здания или с лестницы, разлить масло, использовать высоту для получения преимущества, разбить или затушить источники света (особенно если у ваших врагов нет темного зрения) и так далее.

Внимательно осмотрите боевую сцену, в ней вполне достаточно объектов с которыми можно взаимодействовать, если проявить капельку фантазии:)
Внимательно осмотрите боевую сцену, в ней вполне достаточно объектов с которыми можно взаимодействовать, если проявить капельку фантазии:)

Тут же возникнут возражения, а что делать если и мастер и игроки – новички? Здесь ваша задача как мастера, показать игрокам на своем примере, как и что можно делать с окружающим вас пространством. Ваши разумные npc и монстры не должны быть пустыми болванчиками, а должны извлекать максимум пользы из окружения, так как если бы были по настоящему живыми. Кроме того, вы можете и обязаны поощрять игроков за нестандартные решения в ходе боевки и не только. Выдавайте вдохновения, позвольте сброшенному со второго этажа врагу, мгновенно умереть, сломав при падении шею (даже если при проверке за npc выпала чистая 20, притворитесь, что это был критический провал, это не только не сделает хуже, а наоборот придаст бою динамики и правдоподобности и самое главное закрепит положительный опыт за игроком, который поймет что тупо кидать Атаку – не всегда самый оптимальный вариант).

2. Не пренебрегайте мелочами (бытовыми и хоз.товарами)

Никогда не знаешь, когда и главное как могут пригодиться гвозди, ломик или кусок мыла. Позвольте своим персонажем при первом же удобном случае закупиться всем уместным ширпотребом, а так же не учитывайте его вес при игре (в разумных пределах). Игроки могут ни разу за игру им не воспользоваться, но зато если вдруг они найдут этим товарам нестандартное применение, наверняка вы всей компанией запомните эту ситуацию надолго.

3.«Описывайте одинаковых врагов по-разному».

Отряд гоблинов из пяти особей будет выглядеть гораздо круче, если это будут не гоблины номер 1, 2, 3, 4 и 5, а персонажи со своими выделяющимися чертами внешности, а так же разными чертами характера. Понимаю, что сочинять внешность для каждого врага, то еще муторное дело, но ведь сейчас время нейросетей. Используйте Chat GPT для формирования необходимого описания. Вот, что у меня получилось при простейшем запросе в чат.

Не обязательно брать и дословно зачитывать описания, вы можете брать только отличительные черты. Либо акцентировать внимание на вожаке и его помощнике, в любом случае даже малейшее разнообразие положительно скажется на вашей боевой сцене.
Не обязательно брать и дословно зачитывать описания, вы можете брать только отличительные черты. Либо акцентировать внимание на вожаке и его помощнике, в любом случае даже малейшее разнообразие положительно скажется на вашей боевой сцене.
-4

4. «Контролируйте количество проверок характеристик и навыков которые совершают игроки»

Пример - вы описываете комнату: «Перед вами предстает комната хозяина таверны, и взгляд ваш тут же привлекает старинный шкаф, который выглядит как произведение искусства. Вся комната излучает теплую и уютную атмосферу, отражающую заботу владельца о своих гостях.

Широкая кровать с мягкими подушками, укрытая теплым одеялом, занимает центр комнаты. Вокруг кровати разбросаны книги и свитки.

Прикроватный столик служит не только для удобства, но и вполне может быть использован для проведения ночных бесед или планов. Здесь стоят свечи, озаряющие комнату мягким светом.

В углу стоит маленький камин, а на полу лежит мягкий ковер, приглушающий звуки и создающий приятное ощущение под ногами.

Если в вашей пати есть плут, будьте уверены что он захочет открыть и просканировать все, что хоть немного выделяется Мастером во время описания. Видя это, игроки тут же начинают по очереди подходить к шкафу и совершать броски внимательности, хотя в игровом мире к этому нет никаких предпосылок. Все это ломает динамику повествования. Гораздо лучше будет использовать механику, когда один игрок бросает внимательность, ну или любую другую проверку, а кто-то из команды ему помогает, и таким образом бросок происходит с преимуществом. Еще лучше если помощник опишет словами как его персонаж помогает.

Как пример: варвар-полуорк может гаркнуть на отряд, чтобы все заткнулись и плут в тишине может внимательно прислушаться к окружающей обстановке.

И обязательно обговорите этот нюанс до начала игры, опять же чтобы не ломать динамику и не вдаваться в объяснения по ходу повествования.

5. «Используйте тактику для npc во время сражений»

Никому не нравится стоять и 40 минут махать палкой друг напротив друга, и к сожалению, это наверное самая распространенная ошибка Мастеров. Я и сам частенько скатывался в подобные стычки. Даже если игроки пассивны и не хотят креативить, не уподобляйтесь им. Пусть ваши npc на время сражения будут живее чем приключенцы, как минимум вам не будет скучно, а как максимум вы покажете игрокам, как и что можно делать в бою. Подумайте заранее как могут сражаться условные гоблины. Окружить противника или встать между ним на одной линии поставит игрока в неприятные условия. Но, кроме того гоблины это мелкие, зачастую слабые, стайные существа. Вы должны обратить их минусы в плюсы. Гоблин лучник, например, может попытаться скрыться после выстрела. Гоблин в скрытности может подобраться к игроку сзади и попытаться повалить его на землю дернув изо всех сил за ноги, чтобы в дальнейшем 2 или 3 гоблина смогли наброситься на лежащего на спине игрока. Гоблины могут убегать, заманивая игроков в засады, использовать заранее подготовленные ловушки, ядовитое оружие и прочее, прочее, прочее.

Если между союзниками можно провести прямую линию в центре которой будет находится враг, не забывайте выдавать преимущество на атаку.
Если между союзниками можно провести прямую линию в центре которой будет находится враг, не забывайте выдавать преимущество на атаку.